Позиция движения ЭКА по акциям уборки отходов и подходам к решения "мусорной" проблемы

23 Августа 2012

Позиция движения ЭКА по вопросам уборки мусора на природных территориях выражается в следующих основных тезисах:
1. Решение проблемы утилизации отходов на природных объектах должно основываться на системном подходе с учетом дальнейшего использования собираемых мусорных ресурсов.
2. Недостаточно просто производить очистку природных объектов. Следует добиваться снижения вреда, наносимого окружающей среде в процессе последующей утилизации собираемого мусора.

3. Экологические организации и общественные организации другого профиля, а также инициативные граждане не должны подменять собой специальные службы, прямой задачей которых является благоустройство территорий, на что государство выделяет отдельное финансирование.
4. Основной задачей должна стать не самостоятельная уборка загрязненных объектов, а практика принуждения ответственных лиц к восстановлению естественного состояния окружающей среды.
5. Недопустимо использование волонтеров и сторонников ЭКА, а также неравнодушных граждан в пиар-акциях - "субботниках" псевдо-экологических организаций, промышленных предприятий и администраций населенных пунктов, в том числе приуроченных к памятным дням и праздничным событиям.
6. Организация очистки природных объектов должна сопровождаться регулярной и системной просветительской работой, нацеленной на изменение общественного сознания как для прекращения замусоривания территорий самими гражданами, так и пропаганды внедрения системы раздельного сбора отходов и их последующей переработки.

 Аргументы, на которые мы опираемся, формулируя вышеизложенную позицию, состоят в следующем:

Состояние городских и окологородских природных объектов является одной из важнейших экологических проблем России. Растительность обеспечивает комфортность условий проживания людей в городе, регулирует (в определенных пределах) газовый состав воздуха и степень его загрязненности, климатические характеристики городских территорий, снижает влияние шумового фактора является источником отдыха и эстетических переживаний. Повышенная загазованность и запыленность воздуха, неблагоприятная почва, наличие подземных коммуникаций в зоне корневой системы, механические повреждения и интенсивный режим использования городских насаждений населением – все это оказывает постоянное негативное влияние на жизнедеятельность растений в условиях городской среды и приводит к преждевременному отмиранию зеленых насаждений. Немалую роль в процессе деградации природной среды играет промышленное производство, в том числе сброс загрязненных сточных вод в объекты водной инфраструктуры. Негативный антропогенный фактор проявляется также  в активном замусоривании природных объектов и в отсутствии надлежащего контроля за их состоянием со стороны местных властей.

Благоустройство и озеленение населенных пунктов – это комплекс работ по созданию и использованию зелёных насаждений, который регулируется в основном муниципальными правовыми актами в соответствии с градостроительным и жилищным законодательством, требованиями СНиП и иными федеральными и региональными актами. Деятельность по благоустройству и поддержанию в надлежащем состоянии территорий муниципальных образований осуществляется: муниципальными организациями, на балансе которых они находятся, за счет средств местного бюджета, а также привлечения внебюджетных средств; землепользователями в пределах границ отведенного им земельного участка за счет собственных средств; гражданами и юридическими лицами, за которыми закреплена прилегающая территория в установленном порядке.

На основании Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация утилизации и переработки бытовых отходов относится к полномочиям муниципального района. При этом следует констатировать, что повсеместно реализуемая в настоящий момент практика захоронения отходов на полигонах ТБО и сжигания мусора на соответствующих заводах негативно влияет на окружающую среду. Вследствие попадания в сжигаемый мусор несортированных отходов (пластиковых упаковок, батареек, стройматериалов, органических отходов и т.д.) выбросы мусоросжигательных заводов содержат диоксины и прочие вредные вещества. Захоронение же мусора на полигонах приводит к многолетней деградации почвенного покрова, отравлению близлежащих водоемов и грунтовых вод.

В директивах, принятых ЕС в 2003 г., приоритет отдан вторичной переработке отходов. На настоящий момент в Европе перерабатывается от 50 до 80 % стекла, бумаги и пластика. На переработке можно сэкономить в 3-4 раза больше энергии, чем при сжигании мусора, а также ресурсы, которые можно использовать повторно: 1 тонна мусора содержит около 400 кг бумаги, 17 кг алюминия, 260 кг пищевых отходов, перерабатываемых в биогаз. Социологические исследования показывают, что в местах, где контейнеры для раздельного сбора обслуживаются надлежащим образом, более 30% горожан готовы собирать мусор раздельно даже без специальной агитации.