Как организовать кампанию по сбору и утилизации батареек

24 Февраля 2016

Проект Батарейка38 - это проект по сбору и утилизации отработанных батареек. Не секрет, что отработанные элементы питания загрязняют большую площадь и огромное количество воды, если будут просто выброшены и начнут разлагаться в природе.
Собрать батарейки сейчас не трудно - этим занимаются многие и довольно успешно, особенно в образовательных учреждениях. Трудности возникают, когда наступает момент заполнения контейнера - куда девать то, что собрали? Путей может быть два. Первый - отнести батарейки в любую коммерческую компанию, которая принимает батарейки для пиара, это может быть, например, крупная торговая сеть, инициировавшая проект по сбору батареек в своих магазинах. Второй - передать собранные батарейки на завод в Челябинске “Мегаполисресурс”, единственный в России, имеющий линию по переработке данного вида отходов.UyfqQRqsBM4

Наша цель - собрать 500 кг отработанных батареек и передать их на утилизацию в “Мегаполисресурс” с помощью средств, собранных методом краудфандинга.

Что мы делали для того, чтобы проект состоялся:
1. Необходимо собрать команду единомышленников и распределить роли в проекте. Кто-то будет отвечать за сайт, кто-то за дизайн, кто-то за работу с партнерами и т.д. - что нужно делать, будет понятно из текста ниже.

2. Придумать название вашей акции. Оно должно отражать суть проекта. Например, в наше мы постарались вложить понятие с первого взгляда, о чем проект - “батарейка” и географическую принадлежность “38” - код региона. У нас часто его используют в названиях проектов. Вы можете пойти своим путем.

3. Создать форму в Google Документах для регистрации партнеров по сбору батареек. Поля, которые необходимы:
a. ФИО организатора акции.
b. Телефон организатора акции.
c. e-mail организатора акции.
d. Учреждение или организация.
e. Адрес организации.

4. Теперь нужно найти желающих собирать батарейки - это могут быть активисты в школах, детских садах, институтах, магазинах, кафе, особенно молодежных, на различных мероприятиях и проч. Для этого можно воспользоваться соцсетями и личными связями. Создайте группу вКонтакте и Фейсбуке, приглашайте в нее людей, просите репостов, размещайте ссылки на форму в контакте. Особенно охотно участвуют школы, и батареек собирают больше всего они. Но у нас даже в Администрации города собирают батарейки, так что тут можно покреативить).
Минусы - некоторые руководители боятся размещать контейнеры для сбора батареек, не зная, можно ли это делать. Бывает, что родители в школах боятся, что их дети отравятся батарейками. И даже слышала, что это пожароопасно. В связи с последней версией закона "Об отходах производства и потребления" для их сбора необходима лицензия. Это также может стать причиной нежелания заниматься сбором батареек. Мы эту проблему обсуждали в нашей городской администрации, и нам сказали, что мы занимаемся не сбором, а накоплением, а для этого не нужна лицензия. Такой термин, действительно, в законе есть: “накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования”.

5. Желательно с помощью Google карт создать карту пунктов приема батареек и разместить ссылку на нее в своих группах и на сайте. Это классный инструмент визуализации.

6. Разработать дизайн для сайта и различных наклеек, постеров и т.д. С дизайном все работает лучше, чем без него. Для этого не обязательно нанимать профессионала. У нас, например, этим занимался один из организаторов. Можно привлечь студентов из профильных образовательных учреждений.

7. Создать сайт. Мы для этого использовали платформу WIX. Там стильные готовые шаблоны, и с ними справится даже новичок. Минус в том, что сюда не встает инструмент для сбора средств, который нам был необходим. О решении этого вопроса - ниже. Можно сделать сайт в WordPress, но мне это показалось трудным делом.

8. Купить домен для сайта с соответствующим проекту именем.

9. Оплатить хостинг (или, как мы, купить премиум-пакет WIX).

10. Мы для сбора средств использовали инструмент Теплицы социальных технологий Онлайн-лейка. Этот плагин хорошо встает на сайты, созданные в WordPress, и на некоторые другие. Так как мы создали сайт на WIX, нам пришлось думать, что делать. Решение возникло, когда я вспомнила, что делала пожертвование на сайте благотворительного фонда. Связалась с его руководителем и договорилась о партнерских отношениях. Так фонд стал нашим очень хорошим партнером, а мы получили инструмент для сбора денег. Минусы этого метода в том, что для осуществления платежа пользователь переходит на другой сайт, и уже оттуда - на сайт платежной системы Яндекса. Тем не менее, это не помешало нам собрать деньги.
Если вы планируете собирать деньги с помощью платежных систем через сайт, нужно заключить договор с юридическим лицом и платежной системой.
Минусы. Яндекс-деньги позволяют без особых проблем разместить форму физическим лицам, но люди будут видеть, что переводят деньги физлицу, а это не внушает доверия.
11. Продумать и запустить краудфандинговую кампанию можно и на специальных платформах для этого https://planeta.ru/ или https://boomstarter.ru/. Плюсы - не нужно решать сложных вопросов из пункта 10. Минусы - нужно платить проценты и деньги на подарки вашим спонсорам, изучать правила пользовательского соглашения и строго им соответствовать. Кстати, подарки для ваших спонсоров все равно понадобятся, у нас это были смешные сертификаты с животными. Никакой бумаги - мы же за сохранение ресурсов - только в электронном виде. Я принципиальный противник дарить батарейки или сувениры. Сувениры - это мусор, а батарейки - опасные отходы, если мы их собираем, то не должны плодить.

12. Запускать кампанию по сбору средств можно после того, как вы решили предыдущие 11 задач))). О том, как сделать краудфандинг успешным, есть множество публикаций в сети, советы тех же https://planeta.ru/ или https://boomstarter.ru/. Как это делали мы: вначале просили всех близких и родственников внести любую сумму. И сами вносили. Это нужно для того, чтобы люди видели - проект нужный, другие вот платят, а что, если и мне пожертвовать. Достаточно быстро набрали 15 000 рублей. Потом начали писать всем знакомым, френдам, письма с приглашением поучаствовать в проекте. Эти письма работают хорошо, но до поры до времени. Поэтому параллельно искали крупные компании, которые могли бы помочь приличной суммой. Мы нашли одну, но она сразу внесла половину собранных денег.
Можно ставить коробки на массовых мероприятиях. Но коробка должна быть “говорящей”. Вы или ваши соратники должны стоять около неё и объяснять людям, что за проект. Это трудно, так как вам в глаза могут сказать всякое. Но работает. Мы использовали один раз, коробка была “немой”, собрали 550 рублей. Плохого не услышали, потому что рядом не стояли)))
Можно ставить коробки для сбора денег рядом с коробками для сбора батареек. Но не все согласятся на то и на другое. Мы не пробовали пока. Это у нас в планах.

13. Следующий пункт - это сбор собранных батареек. Для начала, желательно заранее определиться с местом, где вы будете складировать батарейки. Там же нужно будет их сортировать и упаковывать для дальнейшей отправки. Лучше, конечно, договориться с теми, кто батарейки собирает, чтобы они сдавали их вам уже упакованными. Но не всегда это получается. Кроме того, если вы подпишете договор на переработку щелочных элементов питания, то литиевые аккумуляторы отправлять уже будет нельзя.

14. Сбор батареек на пункте отправки - это энергетически и материально затратно. Нужно найти машину, водителя, согласного ездить с вами по всему городу, таскать тяжести - не везде вам даже помогут вынести батарейки. Поэтому нужно: а) расходы на бензин покрывать из собранных денег, б) искать крепких парней для этой операции.

15. После упаковки и взвешивания батареек можете связываться с заводом для уточнения даты вывоза батареек, как только ее согласуете, звоните, кричите, пишите везде, где только можете, приглашайте СМИ для освещения этого радостного события.

16. После этого не потерять боевой запал и начать все сначала.

b8rn7qf4yyIljcBMZR00MUNNYA3IWRzxk