Что делать в случае аварии на производстве, опасном для здоровья населения

19 Ноября 2016

Что делать в случае аварии на производстве, опасном для здоровья населения

Главная опасность любых производств, связанных с использованием химических и иных опасных для жизни и здоровья веществ, которые расположены в непосредственной близости от мест проживания людей, – это не только и не столько его повседневная деятельность, но обширные единовременные ядовитые выбросы в случае аварий или утечек.
В предыдущей статье нами были подробно рассмотрены вопросы, как воспрепятствовать строительству таких производств или же минимизировать риски путем организации санитарно-защитной зоны, сегодня разберем законодательные нормы, регламентирующие действия в случае аварий на таких заводах.

Прежде всего необходимо понимать, что в ряде случаев вы можете даже не узнать и не почувствовать последствия выброса химических веществ (в частности, всем известно, что радиация никак не распознается человеческим организмом). Однако даже в том случае, когда в воздухе отчетливо слышится запах того или иного вещества, этого совсем не достаточно с правовой точки зрения, чтобы начать принимать меры к собственникам производств. Требуется как зафиксировать сам факт превышения установленных норм, так и установить, что это превышения стало прямым следствием функционирования завода.b256

В настоящее время Кодекс об административных правонарушениях предусматривает такой вид наказания для юридических лиц (в частности, собственников опасных производств) как административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Наказание может быть наложено судом на основании протокола, составленного должностными лицами уполномоченных органов (прокуратуры, Росприродназдора, Ростехнадзора и иных). Так, административное приостановление деятельности применимо в случаях:

- Несоблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами (ст. 8.2 КоАП РФ);
- Нарушение правил испытаний, производства, транспортировки, хранения, применения и иного обращения с пестицидами и агрохимикатами…,которое может повлечь причинение вреда окружающей среде (ст. 8.3 КоАП РФ);
- Выброса вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него (п.1 ст.8.21 КоАП РФ)
а также по иным статьям Кодекса.

Более того, нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ является уголовно наказуемым и влечет ответственность по статье 251 УК РФ вплоть до лишения свободы на срок до пяти лет.

Опасные выбросы в атмосферный воздух – довольно распространенное явление, которое случается даже в столице. Так, в ноябре 2014 года ДепартаментомРосприроднадзора по Центральному федеральному округу города Москвы было зафиксировано многократное превышение предельных допустимых концентраций изопропилбензола в выбросах Московского нефтеперерабатывающий завод в Капотне и возбуждено дело об административном правонарушении по статье 8.21 КоАП. Результатом стало наложение штрафа Симоновским судом Москвы в размере 250 тысяч рублей. Альтернативным наказанием могло стать приостановление деятельности завода, что по оценке его представителей повлекло бы ущерб на 1,5 млрд. долларов США (подробнее на РБК http://www.rbc.ru/society/16/12/2014/54902d5a2ae596de2e638b5a)
Для того, чтобы проверка деятельности завода была проведена наиболее оперативно, требуется написать обращение в орган государственной власти, в чьи полномочия входит наздор в той или иной области:
- государственный мониторинг атмосферного воздухаи водных объектоввходит в полномочия Росгидромета;
- санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе, за качеством питьевой воды, осуществляется органами Роспотребнадзора;
- органы Ростехнадзора проводят проверки соблюдения требований промышленной безопасности при эксплуатации и ликвидации опасных производственных объектов.

Более широкими полномочия по осуществлению проверок в сфере охраны окружающей среды, чем указанные выше структуры, обладают органы Росприроднадзора, а органы прокураты имеют право на осуществление проверок любых хозяйствующих субъектов на соблюдение ими требований нормативных правовых актов.

Дальнейшая деятельность по привлечению нарушителей к ответственности – прямая обязанность того органа, который выявил нарушение. Однако если в течение 30 дней на ваш запрос не был получен ответ, смело обращайтесь в вышестоящие инстанции или органы прокураты, которые также вправе проверять деятельность любых иных государственных органов.

О том, как составить грамотное обращение в орган государственной власти, а также о разграничении полномочий между ними,вы можете более подробно прочитать в пособии "Как защитить свои экоправа: практическое пособие для начинающих активистов" (скачать пособие можно в экспертной колонке на главной странице сайта Экологического движения«ЭКА» - ecamir.ru).

Полезные ссылки:
Официальный сайт Генеральной прокуратуры: http://genproc.gov.ru/
Официальный сайт Росприроднадзора: http://rpn.gov.ru/
Официальный сайт Роспотребнадзора: http://www.rospotrebnadzor.ru/
Официальный сайт Ростехнадзора: http://www.gosnadzor.ru
Официальный сайт Росгидромета: http://www.meteorf.ru/