Экологическое образование в РФ не соответствует серьезности проблем

19 Января 2017

Руководитель Движения ЭКА Татьяна Честина рассказывает о состоянии экокультуры и экообразования в России и опыте обучения детей и подростков раздельному сбору отходов.

Актуальность экологического образования или «образования для устойчивого развития» определяется глобальными экологическими вызовами, которые стоят перед человечеством и перед нашей страной. Образованию для устойчивого развития стали уделять много внимания на мировом уровне с конца 1980-х годов, когда страны начали объединять усилия для поиска решений экологического кризиса. В 2005 году Европейская экономическая комиссия ООН приняла Стратегию в области образования в интересах устойчивого развития, 57-я сессия Генеральной ассамблеи ООН объявила десятилетие 2005–2014 годов декадой образования в интересах устойчивого развития.

YAR 5591kommrbc inside

Такое образование должно быть непрерывным начиная с дошкольного возраста и продолжаться на протяжении всей жизни. Экологические знания необходимы каждому человеку, чтобы осознавать последствия своих действий для природы и понимать, как можно снизить негативное воздействие на окружающую среду. Экообразование должно включать не только теоретические знания, но и практические навыки: как экономить разные природные ресурсы (воду, энергию и другие), как правильно обращаться с отходами.

Важность экологического образования постоянно декларируется и российским государством. В ст. 71 федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» говорится об «установке системы всеобщего и комплексного экологического образования» в целях «формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды». В ст. 74 определена необходимость всеобщего экологического просвещения населения, в котором должны принимать участие все уровни власти, органы местного самоуправления, СМИ.

В «Основах государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года», утвержденной президентом в 2012 году, формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания приводится в качестве одной из основных задач для достижения стратегической цели госполитики в области экологического развития. Основы экологических знаний включены в федеральные государственные стандарты основного общего образования.

Однако с практической реализацией этой концепции есть большие проблемы: уровень экологического образования не соответствует серьезности экологических проблем. Это связано с отсутствием единой государственной политики в данной сфере и низкой востребованностью экообразования со стороны общества, низкой экокультурой. Экономические интересы, к сожалению, часто превалируют над экологическими, и концепция «зеленой» экономики пока остается только декларацией.

В высшей школе ситуация с экологическим образованием обстоит лучше, чем в школьной системе, однако экообразование часто держится на энтузиазме отдельных преподавателей и учителей. Много экопросветительских инициатив реализуется некоммерческими организациями.

На сегодняшний день непрерывное экологическое образование не сформировано как система, которая связывает все звенья образовательной системы на всех уровнях, и требует развития. Чтобы экологическое образование стало повсеместным, нужна координация всех структур образования и природоохранных ведомств, нужен общественный запрос на то, чтобы экообразование и экопросвещение стали приоритетными.

Отдельное значение приобретает взаимодействие бизнеса и НКО. Поддержка бизнеса позволяет тиражировать и делать массовыми экопросветительские инициативы и проекты НКО, создавать качественные обучающие продукты. Без такой поддержки, в том числе без значительных финансовых вливаний, это было бы невозможно. Яркий пример — общероссийский проект «Разделяй с нами», который был реализован фондом «ЭРА» при поддержке The Coca-Cola Foundation и движения ЭКА. К школьной части проекта осенью 2016 года присоединились более 10 тыс. учителей по всей стране, чтобы провести в своих классах интерактивный урок о раздельном сборе отходов. Учителя прислали множество восторженных отзывов от учителей и к весне 2017 уже готовится второй урок, в продолжение первого.

Вузовская составляющая проекта «Разделяй с нами» — это всероссийский экологический квест, в котором осенью 2016 года приняли участие студенческие команды из разных регионов. Цель команд — внедрение раздельного сбора отходов в своем университете на системной основе, а также просветительская работа в вузе. В проекте участвовали 65 вузов, 20 команд уже внедрили раздельный сбор. Команды-победители примут участие в учредительной конференции Ассоциации «зеленых» вузов, которая состоится в Москве в начале нынешнего года. Все это стало возможным благодаря поддержке бизнеса.

На что же нужно делать упор в экологическом образовании и просвещении в России? Прежде всего нужно донести до школьников и студентов доступным им языком масштаб проблемы отходов, рассказать, какие есть способы обращения с ними и какие из этих способов наиболее экологически безопасны и эффективны. Важно не только донести знания, но и создать мотивацию влиять на проблему. И, конечно, необходимо рассказать о том, как уже сегодня школьники и родители могут вносить свой вклад: начать сортировать отходы дома, найти пункты приема вторсырья в своем городе, снижать количество отходов, то есть раскрыть практический аспект, побудить к действию.

Несмотря на низкий уровень экологического образования и просвещения, россияне обеспокоены экологической ситуацией в стране. Так, согласно опросу ВЦИОМа 2013 года, наличие экологических проблем в стране признали 85% опрошенных. В качестве первостепенной проблемы 58% участников назвали бытовые отходы, 78% заявили о необходимости в первоочередном порядке ликвидировать свалки бытовых и промышленных отходов, организовать переработку мусора. При этом более 75% сказали о готовности сортировать отходы в случае реализации программы приема вторсырья в своем городе.

Опрос ВЦИОМа 2015 года показал высокий интерес россиян к информации об экологической ситуации (86% заинтересованы в ее получении), при этом 71% интересуют сравнительные данные по России и другим странам мира. В 1990-х годах, согласно опросам ВЦИОМа, экологические проблемы для россиян стояли на пятом месте после низких доходов, роста цен, дефицита товаров и трудностей с жильем.

Мы видим, что в обществе растет интерес к экологическим проблемам и осознание их важности, а это хорошая почва для экопросветительской работы, которая может дать людям инструменты к действию.

По сведениям Росприроднадзора, только 4–5% твердых коммунальных отходов вовлекается во вторичную переработку, остальные попадают на полигоны и свалки, в том числе несанкционированные. К сожалению, пока процент людей, сдающих в переработку отходы, невелик, а инфраструктура сбора вторсырья от населения слабо развита. Тем важнее просвещение в этой сфере, ведь даже если поставить контейнеры для сбора вторсырья в каждом дворе, система не заработает без понимания со стороны людей, зачем им тратить время и сортировать отходы дома. Здесь важны комплексная работа и сотрудничество многих сторон.

В большинстве стран Европы приняты государственные национальные стратегии образования для устойчивого развития и их реализация координируется на государственном уровне. Среди стран—лидеров в этом вопросе можно отметить Данию, Швецию, Австрию, Нидерланды, Германию, Бельгию, Финляндию. В этих странах также высокий процент внедрения раздельного сбора отходов и вторичной переработки, который достиг 50–70% и продолжает расти, в том числе благодаря большой просветительской работе среди населения. В Европе и США активно развиваются Ассоциации «зеленых» университетов, действуют международные рейтинги «зеленых» вузов.

В мире накоплен огромный опыт в сфере образования для устойчивого развития и экологического просвещения — нам есть на что опираться и к чему стремиться.

Статья опубликована в газете "Коммерсантъ": http://plus-one.kommersant.ru/blog/ecology/tatyana-chestina