Экологическое образование в России в рамках концепции устойчивого развития

25 Марта 2013

Черкашин А.А.
Член ВЭС Комитета Государ¬ственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии (Россия)
Руководитель отделения "Экология и отходы" МАНЭБ в Берлине, Председатель Правления ЕРЦ "ЕВРО¬РОСС"/«EuroRuss» e.V. (Германия)

Уланова О.В.
Кандидат технических наук, зам. директора международного эко-центра «Baikal Waste Management» НИ ИрГТУ(Россия)
Научный редактор российско-европейского журнала «ЭКОМониторинг»,
Член Правления ЕРЦ "ЕВРО¬РОСС" (Швейцария)

Ниже публикуются отрывки из статьи, скачать статью полностью можно по этой ссылке 

Введение

Устойчивое развитие России и её экономический рост неразрывно связаны с необходимостью сохранения природной среды и cherkashin
обеспечения экологической безопасности среды жизнедеятельности человека.
Сегодня развитие взаимоотношений человеческого общества и природы достигло некой критической точки, когда существование всех жизненных форм на Земле стало зависеть от деятельности человека. Человечество уже вышло за пределы возможности Планеты.
Переход человечества в новое тысячелетие требует перехода в новые условия существования. Все больше мы имеем дело с искусственной средой обитания, созданной самим человеком и подчиненной логике его интересов. Часто эти интересы вступают в противоречие с законами природы, становясь несовместимыми с ними. Надвигающаяся опасность глобального экологического кризиса создала необходимость поиска коллективных действий и общепланетарной стратегии развития.
В качестве стратегического решения данной проблемы в конце 1980-х гг. Международной комиссией по окружающей среде и развитию была предложена концепция устойчивого развития (sustainable development) (Наше общее будущее,
1989). В 1992 г. на Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро) программа действий по реализации
концепции устойчивого развития («Повестка 21») одобрена главами большинства стран мира, включая Россию. 57-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН объявила десятилетие 2005-2014 гг. Декадой образования в интересах устойчивого развития. В 2005 г. Европейская экономическая комиссия ООН приняла Стратегию в области образования в интересах устойчивого развития (ОУР), суть которой состоит в том, чтобы перейти от простой передачи знаний и навыков, необходимых для существования в современном ulanova1обществе, к способности действовать и жить в быстро меняющихся условиях, участвовать в планировании социального развития, учиться предвидеть последствия предпринимаемых действий, в том числе и возможные последствия в сфере устойчивости
природных экосистем и социальных структур.
В настоящее время ОУР продолжает формироваться в качестве всеобъемлющей программы, позволяющей решать вопросы
индивидуализации образования, а также связанные между собой экологические, социальные и экономические проблемы. Это подтверждено принятием Боннской декларации в рамках Всемирной конференции ЮНЕСКО по образованию в интересах устойчивого развития (2009 г.).
С 20 по 22 июня 2012 года в Рио-де-Жанейро прошла Конференция Организации Объединенных Наций (ООН) по устойчивому развитию (РИО+20). В качестве главной цели встречи на высшем уровне было заявлено «обеспечить мобилизацию политической воли для устойчивого развития, оценить прогресс и остающиеся пробелы в осуществлении ранее достигнутых договоренностей на высшем уровне по устойчивому развитию, и решение новых и возникающих задач». На основании того, что одним из главных инструментов формирования устойчивого развития общества признано экологическое образование, процесс "Рио+20" открыл возможность для поощрения нового устойчивого мышления, которое имеет важнейшее значение для перехода к зеленой экономике.

Государственная политика в области экологического образования

В большинстве стран Европы приняты государственные национальные стратегии образования для устойчивого развития, реализация которых координируются на государственном уровне, и оценивается по международным индикаторам ОУР. По данным международной Оценки реализации задач Стратегии ЕЭК ООН для ОУР в странах Европы и Центральной Азии в группу продвинутых стран по ОУР входят Швеция, Нидерланды, Австрия, промежуточное положение занимают страны Балтии, Казахстан, Украина. По уточненным данным Российская Федерация входит в
третью, последнюю группу, опережая только Армению, Молдавию, Грузию, Кыргызстан.
Государственная политика в области экологического образования в интересах устойчивого развития должна осуществляться на федеральном, региональном и местном уровнях, затрагивать все звенья образовательной системы (дошкольное, школьное, среднее профессиональное, высшее, дополнительное).
В Федеральном законе №7-ФЗ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды»ст. 71, гл. XIII «Основы формирования экологической культуры» закона сказано, что в целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов … устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дошкольное и общее школьное образование, среднее и высшее профессиональное образование, послевузовское образование и профессиональную переподготовку, повышение квалификации специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения и т.д.
В ст. 72, п. 1 закона сказано, что преподавание основ экологических знаний осуществляется в дошкольных, школьных общеобразовательных учреждениях и учреждениях высшего и дополнительного образования, независимо от их профиля и организационно-правовых форм. В ст. 74 определена необходимость всеобщего экологического просвещения населения, в котором должны принимать участие все уровни власти РФ, органы местного самоуправления, средства массовой информации и т.д.
Таким образом, с января 2002 г. законодательно установлено всеобщее обязательное экологическое воспитание и образование подрастающего поколения, учащейся молодежи и экологическое просвещение всего населения РФ.
Этому несомненно послужило и вхождение России в европейское образовательное пространство. Подписание Болонского соглашения на уровне министров образования 29 европейских государств (1999 г.) вызвали необходимость глубоких преобразований в системе образования, связанных с поиском стратегий его модернизации.
В решении Парламентских слушаний Государственной Думы Российской Федерации «Об участии Российской Федерации в реализации Стратегии Европейской экономической комиссии ООН для образования в интересах устойчивого развития» (2006 г.) отмечается, что в России для развития указанного нового направления образования сложились благоприятные предпосылки, основанные на существующих научных школах в области экологического образования.
30 апреля 2012 года Дмитрий Медведев утвердил «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», в которых он поставил ряд конкретных задач, связанных с развитием экологического образования и просвещения, в том числе:
• обеспечение направленности процесса воспитания и обучения в образовательных учреждениях на формирование экологически ответственного поведения, в том числе посредством включения в федеральные государственные образовательные стандарты соответствующих требований к формированию основ экологической грамотности у обучающихся;
• развитие системы подготовки и повышения квалификации в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении экономической и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду;
• включение вопросов формирования экологической культуры, экологического образования и воспитания в государственные, федеральные и региональные программы

Уровень развития экологического образования в России

Если говорить о состоянии развития экологического образования в России, то складывается впечатление, что современный низкий уровень организации экологического образования в стране, не отвечающий ни в коей мере остроте экологических проблем, не является следствием отсутствия или недостаточности законодательной базы. Скорее всего, это отсутствие государственной политики в области экологического образования, воспитания и просвещения на федеральном уровне.
Так например, проекты Национальной стратегии образования для устойчивого развития в Российской Федерации и Плана действий по формированию и развитию образования для устойчивого развития в Российской Федерации так и не нашли должной поддержки со стороны исполнительной и законодательной властей страны и остались фактически вне образовательного поля Российской Федерации.
Кроме это, к проблемам, сдерживающие развитие экологического образования для устойчивого развития можно отнести крайне низкий статус проблемы формирования экологического образования для устойчивого развития в обществе вообще и, в особенности, в сравнении с ситуацией в странах Запада; распространение экологических инноваций образования для устойчивого развития преимущественно в высшей школе при почти незначительном их присутствии в школьном образовании и других секторах.
Исходя из вышесказанного, в последние годы то несмотря на определенные признанные удачи, распространение экологического образования оказалось сложным, противоречивым процессом, встречающим не только организационные, административные, политические преграды, но и трудности, связанные с поверхностным пониманием значения экологических знаний в обеспечении необходимого качества жизни. Непосредственные экономические интересы продолжают до сих пор оставаться приоритетными по сравнению экологическими потребностями. До сих пор наблюдается достаточно низкая осведомленность основной массы населения о состоянии окружающей природной среды, низкая экологическая культура, а это означает, что в современных условиях базовые социальные институты не способны в полной мере сформировать уровень экологической грамотности, необходимый для перехода к коэволюционному (устойчивому) пути развития.

Экологическое образование в высшей школе

Бесспорно, что главным звеном в системе экологического образования выступает высшая школа, где преподается, согласно образовательным стандартам, целый набор экологических дисциплин, способствующих формированию экологической культуры специалистов.
Специальное экологическое образование в высшей школе в России возникло примерно 30 лет тому назад. Подготовка квалифицированных специалистов, сочетающих достаточные познания по множеству фундаментальных дисциплин проводилась на основании концепции профильной подготовки специалистов отдельно по биологии, геологии, химии, праву и т.д. В университетах в структуре традиционных факультетов появились соответствующие кафедры. В середине 1980-х годов в технических ВУЗах была введена специальность "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов" (ООС и РИПР). Выпускникам данной специальности присваивалась квалификация инженер-эколог, а их деятельность была связана с инженерной защитой окружающей природной среды, нацеленной на сохранность или восстановление первоначальных характеристик природных объектов, а также на рациональное природопользование. Требования к профессиональным компетенциям, предъявляемым к инженеру-экологу объединяли значительное количество существующих «инженерных», «химических» и «экологических» специальностей, что накладывало более жесткие и системные требования к организации профессиональной подготовки инженера-эколога в ВУЗе.
Однако решение многочисленных экологических проблем требовало универсальных специалистов, достаточно хорошо разбирающихся как в естественно-научных, так и в социально-экономических вопросах. Инженерных или узкоэкологических подходов для этого было явно недостаточно. В России к началу 90-х годов также возник спрос на профессионалов экологов-управленцев после того, как было создано Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов с обширной сетью подразделений — комитетов по экологии во всех субъектах Федерации, городах и районах. Экологи-управленцы должны были быть в зоне постоянного коммуникативного общения с представителями органов государственной и местной власти, руководством различных инспектируемых предприятий и предприятий-партнеров, населением, общественными экологическими организациями, руководством, подчиненными и коллегами.
Поэтому стало очевидным, что интегральные специалисты-экологи с управленческим уклоном должны иметь специальную подготовку вне традиционной классификации фундаментальных наук. Поэтому были разработаны образовательные стандарты по нескольким новым специальностям: "Экология", "Геоэкология", "Природопользование", "Безопасность жизнедеятельности", "Мелиорация, рекультивация и охрана земель", "Комплексное использование и охрана водных ресурсов", "Инженерная защита окружающей среды", "Экология и природопользование" и "Защита окружающей среды" и т.д.
Сегодня, в 21 веке, в связи с небывалом в истории экологическим кризисом, который уже в этом столетии может перерасти в глобальную экологическую катастрофу и привести к прекращению человеческой цивилизации на Земле, экстремально быстро меняется характер требований, предъявляемых к специалисту-экологу. Сегодня наличие экологической подготовки является одним из основных признаков профессионализма для многих специальностей в высшей школе.
В процессе вузовской подготовки студенты должны осознать, что человечество стоит перед выбором: сохранение существующего взаимоотношения человека и природы или радикальное его изменение. Осознание бесперспективности второго пути развития должно стимулировать воспитание у студентов ответственности за качество своей профессиональной подготовки и гражданской зрелости. Все это предполагает масштабную переориентацию мировоззрения специалистов с высшим образованием.
Что же происходит сегодня в России в системе высшего экологического образования на самом деле?
После подписания Болонской декларации о присоединении к Болонскому процессу в России на национальном уровне начали проводиться соответствующие реформаторские шаги, идет активное обсуждение целей Болонского процесса и уже опробованы первые практические программы. По статистическим данным 2010 года, система высшего образования в России объединяет 607 государственных и 358 негосударственных ВУЗов, в которых обучается 4,7 млн. человек. В 60 городах России располагаются более 140 высших учебных заведений, в которых студентам, до сегодняшнего дня, предлагались разные экологические специальности. К 2010 году на двухуровневую систему обучения перешли около 35% российских ВУЗов. В федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) первого (1994 г.) и второго (2000 г.) поколений, утвержденные Министерством образования и науки были прописаны характеристики экологических направлений, требования к освоению специальности, структура программы, в том числе нормативный срок освоения программы, формы обучения, присваиваемые квалификации, предметы, которые изучались студентами.
Согласно Федеральныму закону Российской Федерации от 10 ноября 2009 г. N 260-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации…» с 01.09.2011 г. все ВУЗы России перешли на обучение по Федеральным государственным стандартам (ФГОС) высшего профессионального образования третьего поколения, соответственно, и для многих вузов страны это переходное время стало большим испытанием. В частности, большим препятствием было непонимание промышленностью степени бакалавра. Сегодня понимание двухуровневой системы имеет место быть, как на уровне работодателей, так и преподавателей, перешедших на новые образовательные стандарты третьего поколения
Следует отметить, что ФГОС ВПО третьего поколения принципиально отличаются от стандартов предыдущих лет. Разработанный ФГОС на основе компетентностного подхода является основой для разработки ВУЗами своих собственных основных образовательных программ, обеспечивающих требуемое качество подготовки выпускников – бакалавров и магистров. ФГОС нового поколения практически бессодержательны, что может в конечном счете оставить высшую школу без учебно-методической базы. В новом стандарте значительно сократилось количество экологических направлений, и если эта тенденция сохраниться и дальше, то в российском экологическом образовании может остаться всего лишь одна экологическая специальность.. Кроме этого, в ФГОС ВПО третьего поколения не предусматривает включение вопросов устойчивого развития в дисциплины социально-гуманитарного и естественнонаучного блоков учебных планов всех специальностей и направлений подготовки, не ставит задачи выработки компетентности (способность и готовность) у выпускников вузов в процессе общекультурной подготовки быть способными и готовыми решать проблемы устойчивого развития на местном уровне и в профессиональной деятельности. В таблице 1 представлены основные направления профессиональной подготовки высшего экологического образования (бакалавриат) по ФГОС ВПО третьего поколения (на примере ВУЗов Москвы).
Радикальная модернизация подготовки специалистов в сфере экологического образования для устойчивого развития может пойти по пути открытия в российских университетах на базе бакалавреата новых инновационных магистерских программ с получением двойных дипломов РФ/ЕС университетов – наподобие программ наиболее успешных образовательных проектов XX столетия – (МБА и МПА.). Примером может служить англо-немецко-испаноязычная магистерсткая программа „MBA in Executive Waste Management»/ (магистр экологического администрирования и устойчивого управления отходами).

Экологическое образование в общеобразовательных учреждениях

Важность экологического образования в интересах устойчивого развития в школьных учреждениях подтверждается необходимостью включения основ экологических знаний в федеральные государственные стандарты основного общего образования согласно указу Президента РФ (№ 889 от 4 июня 2008 г.), а также в документе «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (от 30 апреля 2012 г.).
Экологическое образование в интересах устойчивого развития – это процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни, начиная с раннего детства до получения высшего образования и образования для взрослых, и выходит за пределы формального образования. Поскольку система ценностей, образ жизни и жизненные установки формируются в раннем возрасте, особое значение приобретает образование для детей.
Российским школам и образовательным учреждениям в устойчивом развитии отводится роль содействия воспитанию учащихся как экологически и социально ответственных и обладающих необходимыми навыками граждан, которые способны учитывать аспекты устойчивого развития в своей работе и повседневной жизни. Российские общеобразовательные учреждения призваны просвещать учащихся по вопросам окружающей среды и устойчивого развития, воспитывать ответственное отношение и заинтересованность, обеспечить создание целостной системы экологического менеджмента школ, стимулировать учащихся активно участвовать в практических шагах по сокращению негативного экологического воздействия школы.
В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования заложены основные требования к результатам экологической подготовки учащихся. Так, на уровне начальной школы (предметная область «Окружающий мир (обществознание и естествознание») предусматривается воспитание уважительного отношения к природе страны, осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
В основной школе в предметной области «Естественнонаучные предметы» (биология, физика, химия) закладывается воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде; овладение экосистемной познавательной моделью и ее применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды; осознание значимости концепции устойчивого развития.
Однако, современные школьные образовательные программы должны претерпеть серьезную трансформацию для того, чтобы обеспечить учащимся получение жизненно важных знаний и практических навыков. Речь при этом идет не об отдельных точечных изменениях, например, таких, как увеличение количества часов на экологию в рамках курса предмета географии или о введении отдельного школьного предмета «Окружающий мир». Изменения должны затронуть весь образовательный цикл школы, все школьные предметы – от биологии до математики и литературы, поскольку внедрение принципов ОУР – это новая совершенная система образования. Она позволит обеспечить содействие смене современной экономико-центрированной социальной парадигмы, приведшей человечество на грань экологической катастрофы, на новую экологически ориентированную парадигму.
В современных условиях школа и затем вуз были и остаются основными источниками получения знаний, в том числе и экологических, а учитель и преподаватель являются носителями знаний и наставниками. При этом необходимо учитывать, что преподавание экологических предметов в рамках ОУР – это крайне сложная задача и процесс внедрения элементов ОУР будет достаточно длительным.
Сегодня качество экологического образования в интересах устойчивого развития в значительной степени зависит от доступа к информационным и коммуникационным технологиям. С точки зрения широкого распространения ОУР и включения его в учебные программы перспективными представляются методы, основанные на информационно-коммуникационных технологиях, а также инновационные методы обучения, основанные на использовании междисциплинарного подхода к УР. Такой подход предоставляет учащимся наибольшие возможности обсуждать и понимать социальные, политические, экономические и экологические проблемы. В современных условиях обеспечить эффективный образовательный процесс другими способами невозможно.
Уникальной особенностью ЭОУР является возможность включения в социально-значимую деятельность по содействию решению экологических проблем родителей. Это создает условия для получения жизненно важных знаний и умений в области безопасного взаимодействия с окружающей средой, информации о деятельности школы, возможность участия в совместных мероприятиях вместе с детьми, способствующих сплочению семьи, что в свою очередь положительно влияет на восприятие в социуме образовательного учреждения. При этом формируется детско-взрослое сообщество, связанное едиными целями, задачами, направленными на личностный рост и развитие
Следует подчеркнуть, что экологическое образование - это непрерывный процесс обучения, самообразования, накопления опыта и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентаций, норм поведения и получение специальных знаний по охране окружающей природной среды и природопользованию, реализуемых в экологически грамотной деятельности.
Человек взаимодействует со своей окружающей средой и оказывает на нее влияние в течение всей своей жизни. Поэтому и экологическое воспитание - это обучение на протяжении всей жизни, и, таким образом, касается не только детей и молодежи. Взрослый человек также нуждается в пространстве для размышлений для определения базы ценностей и образного восприятия воздействий со стороны его деятельности. Экологическое воспитание – это целенаправленный процесс. В зависимости от целевой группы и ее возраста, экологическое воспитание осуществляется различными методами, в разной среде деятельности и, учитывая разных учащихся. Экологическое воспитание затрагивает человека во всех сферах жизни - как в его увлечениях, так и дома, на работе и в свободном времяпрепровождении.
Таким образом, система непрерывного экологического образования для устойчивого развития, должна включать обобщающий мировоззренческий курс на каждой ступени обучения (начальная 4(5) класс), основная (9 класс) и старшая школа (10-11 класс), образовательный экологический модуль для устойчивого развития (с 1 по 11 класс), дополнительное образование детей, и внеурочную деятельность по следующим направлениям (социализация учащихся в условиях общественно-значимой деятельности, направленной на решение экологических проблем; учебно-исследовательская и проектная деятельность по выявлению и поиску решения экологических проблем; формирование экологической культуры, и здоровья).
Система непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения в Российской Федерации еще окончательно не сформирована и требует развития. Для ее совершенствования необходима четкая координация и взаимодействие всех структур образования (дошкольного, школьного, дополнительного, вузовского и послевузовского).

Заключение
В целом, на сегодняшний день в России состояние экологического образования не отвечает интересам населения и не соответствует мировым тенденциям в данной области. Экологическое образование и воспитание в стране скорее декларируются, чем реализуются.
Сегодня экологическое образование для устойчивого развития в нашей стране осуществляется в основном на энтузиазме, научном осмыслении и гражданской ответственности отдельных вузов, школ, продвинутых профессоров, преподавателей, учителей вне зависимости от отношения к экологическому образованию и образованию для устойчивого развития со стороны федеральных ведомств по образованию и экологии.
Подводя итоги, мы хотели бы отметить, что экологическое образования для устойчивого развития необходимо развивать с учетом международных, национальных и региональных экологических и природноресурсных особенностей в условиях модернизации страны, а также для обеспечения экологической безопасности как важной составляющей национальной безопасности Российской Федерации.

Библиографический список
1. Материалы XVI Международной конференции “Экологическое образование в интересах устойчивого развития”. – Санкт-Петербург, 2010. – 374 с.
2. Федорова Т.Н. Экологическое образование в России. Прошлое. Настоящее. Будущее? «ВНИИ Агроэкоинформ», Агрохимия, № 2 2011, 27 стр.
3. Казаренкова Т.Б. Социально-экологические проблемы высшего образования // Эколог. культура и образование: опыт России и Беларуси. Москва, 2000. С. 235.
4. Образование в интересах устойчивого развития: тезисы докладов и презентаций XV Междунар. конф., 27–28 июня 2009 г., Москва / отв. ред. В.А. Федоров. – Санкт-Петербург: ООО «Открытый мир», 2009. - 386 с.
5. Федеральный закон №7-ФЗ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» (Электронный ресурс) http://www.referent.ru/1/78524.
6. Федеральный закон «Об образовании» (30 июня 1992 г.) от 10.07.1992 №3266-1. (Электронный ресурс) http://www.consultant.ru/popular/edu/.
7. Экологическая доктрина России // Использование и охрана природных ресурсов, 2001, № 6. С. 101-108.
8. Уланова О.В. Современные тенденции развития высшего экологического образования в России и Германии. Материалы международной конференции "Ломоносов и Гумбольдт: научное сотрудничество России и Германии -от истоков до наших дней", Институт энергии знаний, Москва, 14.11.2011, 103-113 стр
9. Образование в интересах устойчивого развития : информационно-О23 аналитический обзор / Т. Н. Ковалева [и рд.]. – Минск : МГЭУ им А. Д. Сахарова, 2007. – 103 с.
10. Национальная стратегия образования для устойчивого развития в Российской Федерации, (Электронный ресурс)
http://www.unece.org/fileadmin/DAM/env/esd/Implementation/NAP/RussianFederationNS.r.pdf