Как бороться со строительством мусорных полигонов

16 Мая 2018

Никто не любит жить рядом с кучей мусора. Помимо нелицеприятного вида и дурного запаха, свалки наносят и очевидный вред окружающей среде в виде загрязнения атмосферы выбросами газов, а подземных вод – отравленными стоками. В случае же нарушения правил эксплуатации полигона возможны самовозгорания свалок, в результате чего в воздух попадают и разносятся крайне опасные ядовитые вещества. мусорный полигон

Тем не менее, в России продолжается организация полигонов ТБО, и это вполне законный, четко регламентированный процесс. В соответствии с требованиями Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» субъектами Российской Федерации должен быть осуществлен переход на новую систему обращения с отходами в целях повышения эффективности экономического развития, а также развития системы обращения с твердыми коммунальными отходами в целом. В частности, субъектами Российской Федерации разрабатываются территориальные схемы обращения с отходами, предполагающие выделение органами местного самоуправления территорий для размещения твердых бытовых отходов в ограниченный период времени.
Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» устанавливает требования к лицензированию деятельности по строительству полигона ТБО. Соответствующий документ выдается Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

Технические требования к организации полигона устанавливаются рядом СНиПов и СанПиНов. Полигон может быть размещен только на территориях, непригодных для ведения сельскохозяйственной деятельности, не занятых зелеными насаждениями и позволяющими внедрить инженерные решения, препятствующие нанесению ущерба окружающей среде. Располагаться полигон может на прилегающих к городским территориям площадях, но при этом не включенных в жилую застройку, а санитарно-защитная зона свалки (в лучшем случае) должна составлять не менее 1000 метров.

Процедура строительства полигона предполагает предварительное создание проекта, который должен получить положительное заключение государственной экологической экспертизы и пройти обязательную процедуру общественного обсуждения (публичных слушаний).
Таким образом, в случае выполнения всех вышеперечисленных требований решение муниципальных органов власти (например, совета депутатов) о создании свалки является вполне законным. Однако, это не означает, что ответственные граждане, озабоченные состоянием окружающей среды, не могут на этот процесс повлиять.

Прежде всего, необходимо помнить, что «Закон об экологической экспертизе» позволяет общественным организациям инициировать параллельную общественную экологическую экспертизу. При этом могут учитываться такие особенности территорий, как наличие рядом водных объектов, особо охраняемых природных зон, мест обитания редких видов животных и прочих природных объектов, которые могут быть загрязнены в случае как штатного эксплуатирования полигона, так и при техногенной аварии. При кардинальном расхождения выводов государственной и общественной экологической экспертизы граждане могут обратиться в суд с иском об отмене проекта, в т.ч. ссылаясь на ст.1065 ГК РФ «Предупреждение причинения вреда».

Кроме того, законодательством четко регламентирована процедура проведения общественного обсуждения, и, несмотря на рекомендательный характер их результатов, нарушение самой процедуры является поводом для приостановки реализации проекта.
И, наконец, главное. Решение о создании свалки принимается муниципальными депутатами – людьми, которые живут среди нас. Активная гражданская позиция населения, осознанное участие в выборах способны привести к формированию депутатского корпуса, который будет ставить на первое место защиту окружающей природной среды и своих родных городов. Только реальное представительство граждан в органах местного самоуправления способно гарантированно защитить жителей от создания полигонов ТБО рядом с их домами.

Примеры побед

Кроме того, следует знать, что активные согласованные действия граждан способны привести к положительному результату практически на любом этапе борьбы.

Так, жителям Ярославской области удалось предотвратить вырубку леса под полигон ТБО, заставив местные власти отменить уже принятое Постановление “О подготовке предложений о внесении изменений в генеральный план Рязанцевского сельского поселения Переславского муниципального района Ярославской области в части размещения полигона твердых коммунальных отходов для муниципальных нужд”.
Жители Барнаула заставили городские власти отказаться от идеи строительства полигона твердых бытовых отходов, которая предполагала включения в генплан площадку под него в двух километрах от поселка Лесной.

Никифоровский районный суд Тамбовской области по иску прокуратуры, в которую обратились местные жители, признал действия администрации района по выдаче разрешения на строительство полигона для захоронения твердых бытовых отходов незаконными.

Подготовил Тимур Рахматуллин.