Как создать особо охраняемую природную территорию

07 Сентября 2020

Особо охраняемые природные территории – это, по сути, земли, на которых расположены природные объекты, сохранение которых является первоочередной государственной задачей. Существует целый ряд видов ООПТ: заповедники, национальные и природные парки, памятники природы и т. п., которые отличаются друг от друга режимом охраны. Однако общее правило едино для всех ООПТ – на их территории не допускается деятельность (и хозяйственная, и какая-либо иная), которая наносит (или может нанести) ущерб природе.

Также классификация проходит по уровню государственной власти, органы которой являются ответственными за ООПТ: они могут быть федеральными, региональными и местными, что обусловливает различия в признании их таковыми.
Признание какой-либо территории особо охраняемой – это наиболее надежный путь защиты ее от застройки, вырубки, выработки или иного вида уничтожения. Очевидно также, что, чем выше по государственной вертикали находится ООПТ, тем сложнее снять с территории особый охранный статус. Так, например, региональные власти не вправе снять соответствующий режим с ООПТ федерального значения.

С точки зрения системы пра́ва, для признания территории ООПТ федерального значения необходимо Постановление Правительства РФ. Соответственно, региональные ООПТ создаются постановлениями Правительств субъектов РФ по схожему порядку. Конкретный порядок формирования ООПТ на региональном уровне принимается Постановлением Правительства региона.

Важно, что для инициации процесса необходимо деятельное участие органов исполнительной власти, на территории которых предполагается создание ООПТ. Иными словами, для запуска процесса по созданию федеральной ООПТ необходимо ходатайство главы региона, а не просто инициативной группы.

Если принципиальное согласие достигнуто, необходимо провести комплексное экологическое обследование территории. Оно представляет собой экспертное заключение о том, что рассматриваемая территория обладает уникальными экологическими характеристиками, является местом обитания редких видов и т. п. При этом указанное экспертное заключение должно исходить от институализированных структур: вузы, НИИ, научные лаборатории и пр.

Следующим этапом является разработка непосредственного проекта создания ООПТ, включающего в себя определение границ и режима охраны. Границы при этом должны быть выбраны так, чтобы соответствовать зонам уникальных природных объектов, а режим охраны должен учитывать характер территории: лес, водоем, степь и т. п. и обеспечивать защиту от основных угроз именно данным природным объектам. Данный проект проходит Оценку воздействия на окружающую среду, государственную экологическую экспертизу и подлежит общественным обсуждениям в стандартном установленном законом порядке.

В дальнейшем данный проект проходит согласование всех заинтересованных органов власти и ответственных служб, в т. ч. согласование с Росприроднадзором, Роспотребнадзором, Росимуществом и т. п., а также включается в Схему развития и размещения особо охраняемых природных территорий (утверждается постановлением органа исполнительной власти соответствующего уровня).

Наконец, следует учесть источник финансирования процедуры создания и содержания ООПТ. Это должно быть предусмотрено государственным федеральным либо региональным бюджетом, который принимается представительным органом власти. Также существует возможность финансирования ООПТ и из внебюджетных источников.

автор Тимур Рахматуллин