Как я пересела на велосипед в Москве и что из этого вышло

04 Декабря 2012

В начале лета попросила мужа купить новый велосипед ребенку. В итоге он вернулся домой с тремя велосипедами и сказал, что мыkol svetlana переходим на альтернативный вид транспорта – и для здоровья полезно, и в пробках стоять не будем. Я не садилась на велосипед еще со школьных времен, и, с одной, стороны очень обрадовалась такому предложению. С другой стороны – я работаю в Москве, а у мужа офис недалеко от дома в нашем небольшом подмосковном городке. Конечно, мне не надо ехать через всю Москву – до работы около 20 км, и, в принципе, в хорошую погоду можно спокойно доехать на велосипеде. Но, как оказалось, не все так просто.

Когда я сама вожу машину, я всегда опасаюсь велосипедистов, ведь едут они не по велосипедным дорожкам, а по автомобильной дороге. Потому что нет у нас еще велосипедных дорожек. И даже если добираться на велосипеде из г. Железнодорожный до метро «Новокосино», придется ехать по узкому Носовихинскому шоссе в одной полосе с машинами. И прижаться к изрытой ямами обочине тоже не получится, так как ее также занимают автомобили, объезжающие пробку. Согласно правилам (ПДД 24.3), велосипедисты должны двигаться по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии – по проезжей части как можно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам (ПДД 24.2). О пешеходах на участке Реутов – Железнодорожный тоже никто не позаботился, поэтому потеснить их даже при очень большом желании нарушить правила не получится. И хотя до метро от нашего города всего 7 км по прямой дороге, воспользоваться этим преимуществом жителя ближнего Подмосковья осторожному человеку не удастся. Я, например, не рискну выехать утром на велосипеде на Носовихинское шоссе.

В прессе то там, то тут появляются сообщения о том, что велосипедное движение в России только начинает свое развитие и в скором времени в Москве будут построены велосипедные дорожки и организованы парковки для велосипедов в местах массового посещения. Также выделенные велодорожки, как часть транспортной инфраструктуры, свяжут отдаленные районы Москвы со станциями метро. Следует отметить, что вопрос с парковками у каждой станции метрополитена уже поднимался главой департамента и связи столицы В. Кичеджи в 2009 г., об этом писали РИА Новости. Однако, до сих пор непонятно, из каких средств они будут оплачены. Как заметил начальник московского метрополитена Д.В. Гаев в онлайн-беседе с жителями столицы, организованной порталом «Закония», метрополитен на себя эти расходы не возьмет, так как этим должны заниматься муниципалитеты. Получается, пока власти не договорятся, кто будет обеспечивать удобства для велотранспортной инфраструктуры, использовать велосипеды в качестве альтернативного транспорта не представляется возможным. В метро с велосипедом не впустят, у метро не оставишь, а до места назначения не доберешься из-за отсутствия необходимого количества велодорожек.
Хотя, надо отдать отметить, что велосипедные дорожки уже строятся. Не сказать, чтобы активно, но все же. Первая дорожка обеспечит велодвижение между районом Капотня и метро Марьино, вторая – свяжет станции метро Беляево и Чертаново. Интересный фотооотчет о строительстве одной из них, с указанием всех недостатков, представлен в одном из блогов ЖЖ - http://moya-moskva.livejournal.com/3506144.html. А газета Московские новости сообщает, что в августе строительство велосипедной дорожки от метро Беляево через Битцевский парк было приостановлено, так как местные жители выступили против такой инициативы властей http://mn.ru/moscow_people/20120827/325958299.html.

Запланировано строительство третьей дорожки от Большой Филевской улицы до Крымской набережной, с пересечением Кутузовского и Мичуринского проспектов. Это, конечно, не решит проблему велодвижения в Москве, но, тем не менее, начало положено. А уже введенные в эксплуатацию велосипедные дорожки владельцы автотранспорта активно используют под парковки. Как пишет газета «Вечерка», велодорожки для студентов МГУ, сделанные непосредственно на проезжей части от пересечения проспекта Вернадского с улицей Кравченко до станции метро «Университет», на многие сотни метров заставлены припаркованными автомобилями. Правда, как объяснили журналистам «Вечерки» в столичном управлении ГИБДД, в скором времени такие автомобили будут эвакуировать, а их владельцы заплатят штраф до 2 тыс. рублей в соответствии со статьей 12.15 Кодекса об административных правонарушениях.

Но даже если все намеченные проекты будут успешно реализованы, как-то очень сомнительно, что велосипедные дорожки будут пригодны для использования в зимнее время. У нас автомобильные дороги не успевают очищать от снега, кто будет обеспечивать надлежащее состояние маршрутов для альтернативного транспорта. А ведь в европейских странах с подобными климатическими условиями такой проблемы не существует. Моя подруга, проживающая в Швеции уже более 10 лет, до недавнего времени для всех своих передвижений по городу использовала только велосипед, причем в любое время года. Раньше я как-то не задумывалась, как можно зимой или осенью в дождик везти ребенка на велосипеде в садик, да и вообще куда-то выезжать.

Телефонный разговор с подругой позволил получить ответы на некоторые вопросы.

- У вас уже выпал снег, люди пересели с велосипедов на машины?

- Я бы не сказала. Здесь многие по принципиальным соображениям не ездят на машинах, даже зимой. Здесь нет проблемы нечищеных дорог. Даже если всю ночь идет снег, утром можно спокойно выезжать на велосипеде, все уже расчищено. Тем более, зимой выезжают только на специальных велосипедах для зимы, на специальной резине. Велосипеды готовят к зимнему сезону, также, как и машины.

- Но ведь холодно же?

- Кто ездит на велосипедах имеют для этих целей удобную одежду, наоборот, это очень полезно для здоровья. В дождливую погоду можно надеть специальный дождевик или непромокайку, и на ребенка тоже. Для зимы тоже все продумано, и одежда, и колеса.

- У вас везде есть велосипедные дорожки? Я недавно хотела пересесть с машины на велосипед, оказалось, что у нас это небезопасно.

- Да, есть везде, где это необходимо. Причем дорожки, в основном, расположены на уровне пешеходной зоны, что очень удобно. Здесь вообще много внимания уделяют безопасности велосипедного движения. Недавно, например, вышел закон о наложении штрафа в размере 3000 крон, если велосипед не оборудован специальными передними и задними светоотражателями. На одежде тоже должны быть светоотражательные полоски. Если одежда специальная, на ней уже нашиты все необходимые защитные полоски, если нет, – можно приколоть специальные ленты или надеть браслеты, они везде продаются. В свете фар их очень далеко видно.

- А есть место, где можно велосипеды оставить у магазина или у метро?

- Конечно. Здесь повсюду специальные парковки. Все продумано.

- А бывает такое, что оставляешь велосипед на стоянке, а потом его не находишь? Или у вас кражи исключены?

- Еще как бывает. Иногда, если не получается взломать замок, от велосипеда можно увидеть один скелет – все снимут.

- Как же люди не боятся тогда оставлять велосипеды? Ведь чаще всего они у вас дорогие, особенно для зимы.

- Дорогие велосипеды люди страхуют от кражи и преднамеренных повреждений. Вообще, разные страховые пакеты есть, владелец сам выбирает. Оплату можно производить поквартально или помесячно, это доступно большинству.

- А что про велосипедное движение в газетах пишут? Про воровство пишут?

- Про воровство только как дополнение к статьям относительно статистики о кражах. В основном газеты пишут о безопасности движения велосипедистов, если есть проблемы, например, проезд опасных перекрестков. Газеты такие темы поднимают и пишут об этом. Я как-то не задумывалась об этом, но вот с ходу могу сказать, что только о безопасности пишут, в основном.

- Получается, что наши СМИ пишут о необходимости развития велодвижения, строительстве дорожек и устройстве парковок, а ваши – о том, как безопасно их эксплуатировать.

- Получается, так. У вас просто еще нет этих проблем, пока нет массового велодвижения. Со временем и в России об этом будут думать и писать.

- А ты почему на машину пересела? Получается, что кто может себе позволить – предпочитает машину?

- Нет, это неправильный вывод. Шведы очень берегут природу, и достаток здесь не причем. А я машину купила, потому, что ритм жизни ускорился и надо больше успевать, чем раньше. Сама понимаешь, что на машине это сделать удобнее. Я же не в Стокгольме живу, у нас в Вастерасе пробок нет.

- Это точно. Ты уже не будешь использовать велосипед как альтернативный вид транспорта?

- Пока только ради удовольствия.

Я попрощалась с подругой и подумала, что у нас, к сожалению, даже ради удовольствия не покатаешься. До единственно парка в городе, где есть подходящие для этого дорожки, велосипед придется просто вести рядом или ехать по пешеходной зоне, что тоже неправильно. В итоге, за все лето мы покатались все вместе только два раза, притащив на себе велосипеды на старый стадион. Он оказался ближе к дому, чем парк. А в душе все-таки теплится надежда, что через пару лет я спокойно смогу доехать на велосипеде на работу, ну, или хотя бы, до метро.

Светлана Кол,  студент факультета журналистики Института УНИК