Новости природоохранного законодательства в 2018 году

02 Октября 2018

Последние полгода ознаменовались сразу несколькими интересными законодательными новациями в области природоохраны. 

1. Лесное законодательство
В первую очередь, следует обратить внимание на последовательную реформу лесных отношений. Федеральный закон от 19.07.2018 N 212-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения" направлен на комплексное сохранение лесов и существенно расширяет круг лиц, на которых теперь возложена обязанность по лесовосстановлению и лесоразведению. Причем восстановить лес они должны на площади, равной вырубленной, и не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений. Также законом устанавливаются требования к ширине просек, обустраиваемых в целях предотвращения возникновения лесных пожаров (от 10 до 100 метров), и уточняются полномочия органов государственной власти в области лесных отношений – отныне к ним отнесено установление состава проекта лесовосстановления и проекта лесоразведения, а также порядка их разработки. s688590 3 15

Лесную тему продолжает и Приказ Минприроды России от 29.03.2018 N 122 "Об утверждении Лесоустроительной инструкции". Инструкцией устанавливаются правила проведения лесоустройства. В частности, уточнены правила проведения лесоустроительных совещаний, которые организуются уполномоченным региональным органом власти в области лесных отношений. В данных совещаниях принимают участие представители заказчика работ; представители регионального уполномоченного органа власти в области лесных отношений; лица, которым лесные участки предоставлены в аренду, постоянное (бессрочное) пользование. На лесоустроительные совещания приглашаются также представители органов местного самоуправления, смежные землепользователи, представители региональных особо охраняемых природных территорий, представители охотничьего надзора, экологических и общественных организаций.

Кроме того, новая инструкция существенно поменяла подход к таксации (материальной оценке) лесов и временном порядке работ по лесовоспроизводству.

2. Экологический контроль
Вторым направлением государственного регулирования стало развитие системы государственного контроля за нанесением возможного ущерба окружающей среде. Федеральный закон от 29.07.2018 N 252-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и статьи 1 и 5 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части создания систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ" устанавливает, что объекты I категории, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов или сбросов загрязняющих веществ, а также их передачи в соответствующий государственный реестр.

Также вводятся требования к программам создания системы автоматического контроля, в которой должны определяться, помимо прочего, стационарные источники и показатели выбросов загрязняющих веществ, места и сроки установки автоматических средств измерения и многое другое.

Задача экологического контроля нашла отражение и в Приказе Минприроды России от 28.02.2018 N 74 "Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля"

Устанавливается, что программа производственного экологического контроля должна разрабатываться и утверждаться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Соответствующий отчет подлежит представлению ежегодно до 25 марта.

Возмещение ущерба окружающей среде от размещения твердых бытовых отходов отныне будет исчисляться согласно Постановлению Правительства РФ от 29.06.2018 N 758 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации". В частности, на 2018 год ставка составит 95 рублей за 1 тонну, а на 2025 год - 791,3 рубля за 1 тонну.

Накопленный же ущерб предполагается ликвидировать согласно Постановлению Правительства РФ от 04.05.2018 N 542 "Об утверждении Правил организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде". В соответствии с утвержденными Правилами, организация работ по ликвидации накопленного вреда включает в себя: проведение необходимых обследований объекта, в том числе инженерных изысканий; разработку проекта работ по ликвидации накопленного вреда; согласование и утверждение проекта; проведение работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде; осуществление контроля и приемку проведенных работ по ликвидации накопленного вреда.

Также по новым правилам предполагается взимать экологический сбор. Постановление Правительства РФ от 23.08.2018 N 986 "О внесении изменений в Правила взимания экологического сбора" устанавливает, что сбор должны исчислять и уплачивать производители, импортёры, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров. Уточнено, что в отношении упаковки экологический сбор уплачивается теми плательщиками, которые производят или импортируют товары в этой упаковке. Также вводятся нормы о контроле за правильностью исчисления суммы экологического сбора.

3. Особо охраняемые природные территории
Наконец, был принят Федеральный закон от 03.08.2018 N 321-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Федеральным законом, в частности, устанавливается порядок посещения особо охраняемых природных территорий; правовое положение заповедников и национальных парков и т.п.

Устанавливается, что земельные участки заповедников и национальных парков не подлежат отчуждению из федеральной собственности, вводится запрет на изменение целевого назначения земель заповедников и на строительство новых объектов спорта, размещение скотомогильников и создание объектов размещения отходов на территориях национальных парков.

Также уточняются полномочия государственных инспекторов, осуществляющих государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.