Пикеты, митинги и иные публичные выступления в целях защиты экологических прав

18 Апреля 2016

Интернет наполнен сообщениями о митингах, демонстрациях и проведении различных публичных массовых акций для привлечения внимания к проблемам экологии и нарушению прав граждан, связанных с этой темой.

И, действительно, иногда просто проведение подобных мероприятий может помочь привлечь внимание государственных органов к проблемам населения и даже всей планеты.

Если принято решение об организации публичного мероприятия, то прежде всего необходимо определиться с его формой. В соответствии с Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее по тексту – Закон о собраниях) существуют следующие формы публичных мероприятий:

  1. собрание – совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;
  2. митинг – массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;
  3. демонстрация – организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения, в том числе на транспортных средствах, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;
  4. шествие – массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;
  5. пикетирование – форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.

Более подробно вопросы выбора формы публичного мероприятия и его организации рассмотрены в пособии «Как защитить свои экоправа: практическое пособие для начинающих активистов».

Вставим ремарку. Организатором и иным лицам, участвующим в организации публичного мероприятия, необходимо ознакомиться с Законом, а также с нормативными документами, действующими на территории планируемого проведения публичного мероприятия регламентирующие места проведения, способы подачи уведомления о проведении публичного массового мероприятия.

В соответствии со ст. 7 Закона уведомление о проведении публичного мероприятия подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.

Подавать уведомление необходимо, ведь за организацию либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия предусмотрена ответственность в соответствии со ст. 20.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/c77bf52af28dfd8f9de192b9faf0999c023256d2/
Также к вопросу о необходимости уведомления, правах и обязанностей муниципальных органов власти и организаторов публичных мероприятий рекомендуем ознакомиться с Постановлением Конституционного Cуда Российской Федерации от 18 мая 2012 г. № 12-П город Санкт-Петербург «по делу о проверке конституционности положений части 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 3 части 4 статьи 5 и пункта 5 части 3 статьи 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в связи с жалобой гражданина С.А. Каткова», в котором подробно расписаны причины уведомления и права граждан, которые не могут нарушать органы принимающие уведомления о проведении публичного мероприятия.

Для проведения пикетирования, осуществляемого одним участником, уведомление не требуется за исключением случая, если этот участник предполагает использовать быстровозводимую сборно-разборную конструкцию.
При организации одиночного пикетирования уже следует обратить внимание на ряд ограничений:

  • минимальное допустимое расстояние между лицами, осуществляющими одиночное пикетирование, определяется законом субъекта Российской Федерации и не может быть более пятидесяти метров;
  • совокупность актов пикетирования, осуществляемого одним участником, объединенных единым замыслом и общей организацией, может быть признана решением суда по конкретному гражданскому, административному или уголовному делу одним публичным мероприятием.

Некоторые проблемы, связанные с одиночным пикетированием, разъясняются в Постановлении Конституционного Суда РФ от 14.02.2013 № 4-П «По делу о проверке конституционности Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобой гражданина Э.В. Савенко».

Кроме того, как в массовом мероприятии, так и при одиночном пикете следует выбирать место, в отношении которого не установлены ограничения Федеральным и региональным законодательством, но при этом будет достигнут необходимый эффект.

И прежде чем выходить организовывать массовые публичные мероприятия или же одиночные пикеты, следует ознакомиться с рисками, которые могут возникнуть, в том числе с практикой работы полиции в отношении пикетчиков и демонстрантов, с практикой работы судов в отношении правонарушений Закона и регламентирующего местного законодательства, а также с постановлениями Конституционного суда РФ и Верховного суда РФ (например, Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 г. № 28 г. Москва «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях»), обеспечивающих единообразие правоприменения при рассмотрении дел об административных правонарушениях в области публичных мероприятий.

И хотим подчеркнуть, что в настоящей инструкции затронуты общие моменты по организации публичного мероприятия и во многом организатору и его помощникам придется разбираться самостоятельно. Однако при возникновении вопросов можно всегда обратиться в юридическую поддержку Зеленого движения «ЭКА».