Радости и проблемы московских велосипедистов

11 Марта 2014

         Велосипед становится все более популярным видом транспорта в России, и Москва, в этом смысле, не velomskисключение.  И если зимой на улицах можно увидеть только людей, не представляющих свою жизнь без двухколесного товарища, то в теплое время года велосипедистов можно встретить как в парках, так и на специально организованных для них московскими властями велодорожках.

         В Европе велосипед уже давно не только средство для «покатушек» в выходные, но и полноправное средство передвижения, наряду с другим общественным транспортом и автомобилями. На улицах европейских городов для велосипедистов оборудованы специальные дорожки, функционируют и пункты велопроката. Взять напрокат велосипед –удовольствие недорогое, а, к примеру, в Копенгагене залог(около 20 крон = 130 рублей)  вообще вернут после того, как вы поставите двухколесное транспортное средство на стоянку. В Берлине велосипед – семейный вид транспорта. Часто можно видеть служащих, едущих на работу на велосипеде. В Трондхейме (Норвегия) существуют даже специальные велоподъемники (трампы). Они помогают велосипедистам взобраться на крутую гору, не потеряв при этом сил. (http://inturism.com/articles/arenda-velosipedov-10-luchshih-gorodov-dlia-veloprogulok/)

        Практику недорогого велопроката пытаются ввести и в Москве. В 2013 году открылись 75 пунктов проката 00sвелосипедов. Идея хорошая.  В теории.  На практике же получилось, как в известной поговорке «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Планировалось, что   любой желающий сможет кататься на велосипеде по городу или ездить на нем на работу, а вечером оставлять его на любой велостоянке. Стоимость суточного абонемента в 2013 году была  100 рублей; сезонного – 950. (http://www.interfax.ru/moscow/txt/309719). Москвичи и гости города обрадовались возможности добираться на работу без пробок, при этом с пользой для здоровья. Но вскоре они столкнулись с рядом проблем. На многих улицах нет велодорожек. Обочины заставлены машинами. По проезжей части  в плотном потоке машин особо не поездишь: медленно, да и опасно. Никогда не знаешь, чего ожидать от автомобилиста. А по пешеходной дорожке пройти то бывает сложно, где уж там велосипедистам  передвигаться!  Еще одна проблема – невозможность оплатить прокат при помощи смс, а банковская карточка есть не у каждого вело любителя. http://www.echo.msk.ru/blog/yopolisnews/1221861-echo/

      Обнаружились «подводные камни» и в стоимости пользования велосипедом. Оказалось, что  «абонемент» включает в себя услугу пользования велосипедом, а само катание нужно оплачивать дополнительно ( из расчета – 30 рублей в час) . Это цена прошлого сезона. http://velobike.msk.ru/Faq.aspx Удовольствие получается очень не дешевое!  Не каждый сможет отдать 1600 рублей за день пользования велопрокатом. Гораздо проще приобрести свой.

    Но все же у велосипедистов не только проблемы, но и радости. В Москве на сегодняшний день около 80 498424 originalкилометров велодорожек. Популярны маршруты от Рублевского шоссе до Балаклавского проспекта, от парка «Музеон» (находится напротив парка Горького) до Парка Победы. Велодорожки удобны тем, что на них велосипедисты имеют преимущественное право проезда. Пешеходы должны переходить дорожки, соблюдая ПДД.  Но делать им это не всегда удается. Хорошая велодорожка ведет от м. Университет до ТЦ «Капитолий», правда, иногда я сталкиваюсь с тем, что по велодорожке идут пешеходы (в основном, посетители ТЦ),  и велосипедистам просто негде проехать. Решение этой проблемы – дело будущего. В Москве проводятся велосипедные мероприятия, направленные на развитие и популяризацию велодвижения.  В частности, в 2013 году прошли общегородской велосипедный праздник «Велобульвар», велопарад «Let  bike it» (кстати уже второй), велопробег на исторических велосипедах 1880 – 1980г и др.

    Сейчас в Департаменте транспорта разрабатывается единая схема велодорожек в Москве. Организуются msu16велопарковки у транспортно-пересадочных узлов, торговых и бизнес-центров, школ. http://www.nkj.ru/archive/articles/23115/  Планируется, что в  этом году количество велостанций увеличится до 300. Будут открыты новые маршруты для велопрогулок. В июне 2014 года появится возможность оплачивать велопрокат с помощью транспортной карты «Тройка». Думаю, что  число желающих воспользоваться «общественными велосипедами» после этого возрастет.

   Конечно, в таком мегаполисе, как Москва, нельзя серьезно рассматривать велопрокаты, как альтернативу общественному транспорту. Но я убеждена, что велосипеды будут пользоваться спросом у москвичей.  Да, вопросов много. Подешевеет ли стоимость проката? Как сделать дороги удобными, как для автомобилистов, так и для велосипедистов в местах, где чисто велосипедные дорожки невозможны (например, под мостами)?  Можно ли оплачивать велопрокат с помощью смс? Ответы на эти вопросы еще только предстоит найти московскому правительству.

Алла Абрамова, студентка Института УНИК,
курс "Экология в журналистике" (преподаватель курса - Татьяна Каргина, директор по развитию ЭКА)