Система органов государственной власти

13 Июля 2015

На первый взгляд российская система органов государственной власти может показаться крайне запутанной, 10355518 10202176615396927 4757093986783011318 oоднако на деле это совсем не так. После проведённой в начале двухтысячных административной реформы все государственные институты были строго разделены по своему функционалу, что позволило ликвидировать дублировавшиеся и пересекавшиеся ранее полномочия. При этом довольно обширная категория органов в настоящее время занимается именно вопросами охраны природы и защиты окружающей среды. О том, как понять, как орган в каждом конкретном случае, сможет помочь вам в разрешении спорной ситуации, и пойдёт речь в данной главе.

Начать стоит прежде всего с того, что вся система власти разделена на три большие ветви: законодательную, исполнительную и судебную. В идеале предполагается, что каждая из них может в той или иной степени контролировать две другие, отчего на Западе такая система получила название «сдержек и противовесов». Российские реалии несомненно вносят в неё свои коррективы, однако на бумаге «сдержки и противовесы» у нас также закреплены.

I. Органы законодательной власти

Итак, первая ветвь – власть законодательная. Это органы, уполномоченные принимать законы, которые служат основой для разработки и утверждения всех других нормативных правовых актов. По сути это ключевые органы, которые одной строчкой могут пустить миллионы гектаров леса на древесину или, например, наоборот - объявить их заповедной природной территорией, на которой запрещена любая человеческая деятельность. Считается, что обычный человек в нынешних реалиях ничем не может повлиять на законодателей, однако это не так: даже самые одиозные федеральные законы можно изменить путём массового сбора подписей, организации кампаний в СМИ, а также манифестаций и пикетов (обо всех этих способах вы сможете прочесть в соответствующих главах данного пособия). Например, в феврале 2015 года Государственная Дума под давлением общественности (32 тысячи подписей на сайте Гринписа) отклонила предлагаемые поправки в Водный кодекс, которые могли разрешить сброс сточных вод в охранных зонах источников питьевой воды. В настоящее же время (июнь 2015 года) ведётся массовая кампания за ужесточение наказания за умышленные поджоги травы и предоставления полицейским полномочий по составлению соответствующих протоколов, что должно существенно снизить количество лесных пожаров в стране.

Любой федеральный закон, чтобы вступить в силу, должен пройти следующие обязательные инстанции:

1. Принятие Государственной Думой в трёх чтениях
2. Одобрение Советом Федерации
3. Подписание Президентом

В каждом субъекте Российской Федерации (республике, области, крае и др.) есть собственные законодательные органы (обычно также называемые Думами или Законодательными собраниями), однако следует понимать, что их акты ни в какой части не могут противоречить законам федеральным. При обнаружении несоответствий такой акт должен быть отменён в судебном порядке или же решением органа, принявшим его. Отслеживать вновь принятые, а также проекты планируемых к принятию нормативных правовых актов субъектов в настоящее время можно на официальном сайте законодательного органа своего субъекта в сети интернет.

II. Органы исполнительной власти

Органы исполнительной власти федерального уровня могут существовать в одной из трёх форм:

А) Министерство – отвечает за принятие нормативных правовых актов в рамках своей компетенции;

Б) Служба – контролирует в рамках своей компетенции исполнение федеральных законов и иных нормативных правовых актов, обладая полномочиями по применению мер ответственности к нарушителям;

В) Агентство – осуществляет управление федеральным имуществом.

Исходя из данной структуры мы можем сделать вывод о том, что в случае выявления нарушения природоохранного законодательства следует прежде всего обращаться в Службу (и её территориальные подразделения, которые существуют на уровнях субъектов РФ), которая имеет полномочия такие нарушения пресекать. Иные органы помочь вам не смогут, так как они не обладают соответствующей компетенцией.

В настоящее время функции государственного контроля и надзора в сфере природопользования и охраны окружающей среды осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (сокращённо – Росприроднадзор), в состав которой входят 9 департаментов по федеральным округам и 71 Управление по субъектам Российской Федерации. Именно она обладает полномочиями на решение большинства вопросов, связанных с защитой окружающей среды, однако имеется ряд иных органов с более специфическими функциями.

Так, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), у которой также имеются отдельные Управления в каждом субъекте Российской Федерации, осуществляет «государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства». Если у вас имеются обоснованные опасения в том, что незаконная хозяйственная деятельность вызвала (или может вызвать) угрозу здоровью людей, проживающих на данной территории (например, загрязнение или осушение водоёма, который обеспечивает поступление питьевой воды), смело обращайтесь за защитой в местное Управление Роспотребнадзора.

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), которая также включает в себя Департаменты в федеральных округах и Управления в субъектах Российской Федерации, обязана обеспечивать права граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды путём, в том числе, предоставления информации о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды и ее загрязнении. Заключения специалистов Росгидромета об обнаруженных нарушениях (например, о превышении концентрации загрязняющих веществ в атмосфере) могут стать сильным козырём в борьбе с нарушителями.

Помимо указанных служб вопросами природоохраны занимаются следующие агентства, чей функционал угадывается из самих названий:

- Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы)
- Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз)
- Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра)

Здесь ещё раз хотелось бы обратить внимание на то, что указанные агентства за редкими исключениями не уполномочены принимать меры принудительного воздействия к нарушителям (эти функции возложены на органы Росприроднадзора), однако их заключения могут быть использованы для дальнейшей защиты своих прав, в том числе, в вышестоящих и судебных инстанциях.

Все указанные выше службы и агентства находятся в прямом подчинении Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды), в чьи обязанности входит выработка государственной политики и принятие нормативных правовых актов в сфере экологии и природопользования. Таким образом, бездействие территориального органа службы или агентства может быть всегда оспорено в Федеральном органе и далее непосредственно в Минприроды.

Полную информацию о полномочиях, структуре и адресах всех перечисленных органов вы сможете найти на их официальных сайтах (http://government.ru/ministries/).

Что касается органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, то здесь трудно говорить о каком-то единообразии. Высшим должностным лицом субъекта является его Глава (губернатор), который обладает всей полнотой исполнительной власти, возглавляет Правительство субъекта и самостоятельно выстраивает систему подчинённых органов в соответствии с Конституцией (Уставом) своего субъекта. Так, в составе исполнительных органов субъекта могут появляться такие, которые напрямую занимаются решением местных вопросов, связанных с экологией и защитой окружающей среды (Министерство природных ресурсов и экологии, Управление государственного строительного надзора, Комитет по охоте и рыболовству, Служба по охране и использованию животного мира и многие другие). Именно в данные органы рекомендуется обращаться в первую очередь, так как они могут наиболее оперативно принять требуемые меры в случае выявления нарушений.

Систему органов исполнительной власти своего субъекта можно изучить на сайте высшего должностного лица субъекта (губернатора) в сети интернет.

III. Органы судебной власти

Cуды в Российской Федерации делятся на две крупные группы: арбитражные суды и суды общей юрисдикции. В рамках защиты экологических прав арбитражные суды вам вряд ли понадобятся, так как их компетенция – разрешение имущественных споров в основной массе исключительно между юридическими лицами (то есть организациями, а не гражданами). А вот суды общей юрисдикции могут выносить решения по искам любого заинтересованного лица, в том числе, обязывающие прекратить те или иные нарушения или отменяющие незаконные нормативные правовые акты.

В систему судов общей юрисдикции входят:

1. Верховный суд
2. Суды субъектов
3. Районные (городские) суды
4. Мировые судьи

Как видно из данной таблицы, наиболее «незначительные» дела рассматриваются мировыми судьями, при этом довольно трудно представить ситуацию, связанную с нарушением экологического законодательства, которая была бы отнесена к их подсудности. В основном в компетенцию мировых судей входит рассмотрение семейных дел, мелких имущественных споров и ряда дел об административных правонарушениях. Кроме того, система мировых судей до сих пор создана не во всех субъектах страны.

Абсолютное большинство всех рассматриваемых судами споров относится к компетенции районных (городских) судов, в том числе, в них можно оспорить действие или бездействие как местных органов государственной власти, так и непосредственно нарушителей экологического законодательства.

Если же требуется признать незаконным нормативный правовой акт органа государственной власти субъекта РФ (например, постановление губернатора области), обращаться следует напрямую в Областной суд, т.е. суд субъекта РФ.

Разграничение полномочий между органами судебной системы установлено Главой 3 Гражданского процессуального кодекса, а более подробно о том, как следует осуществлять судебную защиту своих прав, вы можете прочитать в главе "Как обращаться в органы власти в случае экологического правонарушения".

IV. Прокуратура

Особняком среди всех органов государственной власти стоят органы прокуратуры. Они не относятся ни к одной из ветвей власти, а их основная задача - надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на её территории. И с полным основанием можно утверждать, что наряду с Росприроднадзором именно прокуратура является тем органом, который наиболее часто приходит на помощь гражданам, ищущим справедливости в борьбе за свои экологические права, прежде всего если речь идёт о нарушениях, совершаемых самими органами государственной власти в виде принятия незаконных актов, которые могут повлечь за собой самые тяжёлые экологические последствия.

Так, прокуроры имеют право самостоятельно обжаловать в суде нормативные правовые акты органов исполнительной и законодательной власти, а с учётом того, что для составления грамотного иска и отстаивания своей позиции в суде необходимо обладать хотя бы базовыми юридическими знаниями, именно обращение в прокуратуру может стать самым действенным инструментом в борьбе за свои права. Кроме того, прокуратура осуществляет надзор и за тем, как ведётся в государственных органах, в том числе, в органах полиции работа с обращениями граждан. Если в течение контрольного срока вы не получили ответа на свою жалобу или считаете, что по фактам, изложенным в вашем письме, не была проведена надлежащая проверка, можете смело обращаться в прокуратуру с требованием принять меры как непосредственно к нарушителям экологического законодательства, так и к самим недобросовестным чиновникам.

Но и это ещё не все плюсы прокурорского надзора. В настоящее время в субъектах РФ созданы отдельные природоохранные прокуратуры, к полномочиям которых отнесено обеспечение исполнения природоохранного законодательства, контроль за соблюдением экологических прав граждан и рациональным использованием природных ресурсов. Природоохранные прокуроры осуществляют расследование экологических преступлений, а также могут участвовать в качестве государственных обвинителей при рассмотрении дел судами – всё это делает природоохранные прокуратуры незаменимыми инструментами в нынешней борьбе граждан за свои экологические права. Контакты природоохранной прокуратуры в своём субъекте можно найти на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ.

В заключение хотелось бы отметить, что в настоящее время система органов государственной власти представляет из себя довольно разветвлённую сеть с самыми обширными полномочиями. Если прибавить к этому широчайшие возможности органов прокуратуры по надзору за всеми тремя ветвями власти, мы придём к логичному заключению, что при грамотном использовании имеющихся механизмов, прежде всего в виде оперативных обращений в указанные выше инстанции, можно с высокой долей вероятности добиться нужных результатов в максимально короткие сроки.

Однако следует учитывать и то, что несмотря на красивые постулаты, система «сдержек и противовесов» до сих продолжает оставаться «западной диковинкой», плохо приживающейся в российских реалиях. Трудно представить себе, чтобы органы законодательной, исполнительной и судебной власти одного уровня вдруг начали в чём-то не соглашаться друг с другом, поэтому нужно быть психологически готовыми к тому, что первые результаты борьбы вас разочаруют. Но всегда следует помнить о том, что над каждым органом существует вышестоящий, никаким образом не подконтрольный местной коррумпированной системе, и одно его решение сможет разом перечеркнуть все ваши неудачи на «первом уровне».

Отрывок из методического пособия по защите экологических прав граждан

Кирилл Зенчев, юрист Зеленого движения ЭКА