Территориальные схемы: когда в России начнут разделять отходы?

24 Июля 2017

Проблема обращения с отходами остро стоит в развитых промышленных странах уже не первое десятилетие. В СССР существовала система переработки, а в современной России её довольно долго удавалось игнорировать – не потому что отходов производим мало, а потому что имеем огромный резерв территорий. Поэтому проблему утилизации “продуктов цивилизации” долгое время решали чисто экстенсивным методом – строили новые площади полигонов, или увеличивали высоту слоя на старых. То, есть, попросту говоря – закапывали. Всего к настоящему моменту скопилось более 5 млрд. тонн мусора, располагающихся на территориях в 4 миллиона гектар (90% от них составляют отходы от добычи и обогащения сырья)1. 7e366a5d2fcb91e3a2e5a9a6f5acf976  1200x630При этом число незаконных свалок, составляющее не менее 20 тысяч, в четыре раза превышает количество сертифицированных мест утилизации отходов.

Но к началу XXI века этот метод оказался исчерпан – вблизи крупных мегаполисов просто не осталось свободного места, возить далеко – себе дороже, поскольку на вывоз отходов собственникам жилья необходимо заключать соответствующие договоры, а в убыток себе работать никто не станет. И если в малонаселенных регионах страны, в сельской местности – еще какое-то время по инерции отходы будут примитивно зарывать в землю, то в остальных местах – уже давно назрела необходимость их переработки.
Эта необходимость закреплена в Федеральном законе №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», где сказано, что в целях организации и осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе, с твердыми коммунальными, т.е. бытовыми.

Территориальные схемы являются основой для разработки региональных программ в области обращения с отходами и проведения конкурсного отбора регионального оператора по обращению с отходами согласно Постановлению Правительства РФ от 05.09.2016 № 881 «О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами».

На начало июня 2017г. в 82 регионах были утверждены территориальные схемы обращения с отходами, в 45 из них — утверждены программы обращения с отходами, в 5 выбраны региональные операторы по обращению с ТКО и ещё в 5 объявлены конкурсные отборы.

Федеральный центр вводит систему мягко – пока в качестве стимуляции вместо “кнута” предложен только “пряник”: жестких требований к срокам утверждения региональных программ в области обращения с отходами закон не устанавливает, однако – наличие региональной программы является условием предоставления субсидии региону из средств, поступивших в федеральный бюджет в счёт уплаты экологического сбора – платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

То есть, регионы, исходя из своей специфики, если желают сэкономить, формируют оптимальные алгоритмы переработки. othody2583fc236e07a1
Сейчас в большинстве случаев старая схема проста: население производит сбор твёрдых бытовых отходов (ТБО), которые свозятся автомобилями-мусоровозами на станции перегрузки, откуда отправляются на захоронение на полигоны. Данная схема с начала 2017г. вообще говоря, является незаконной. Поскольку теперь запрещёно захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации.
Гораздо более прогрессивным является вариант переработки ТБО – когда после сбора, отходы поступают на сортировочные станции, где отделяются пригодные к переработке фракции. Однако реалии таковы, что они оказываются изрядно загрязнены из-за смешанного исходно сбора, что в итоге ограничивает их количество в размере15%. Такая доля вторсырья экономически малорентабельна и требует иных решений.
Заметно повышают эффективность предварительная сортировка на начальной стадии и сбора, и высокотемпературное сжигание остатков на финальной. Это снижает итоговый объём захоронений, требуемые площади. Но при этом дорожает весь процесс переработки, также это приводит к выбросу в атмосферу тяжелых металлов и других токсикантов и т.п.

А вот изначальный раздельный сбор – позволяет переадресовать с полигонов до 70 - 80 % отходов. И это не предел, в случае применения организационных и экономических мер, стимулирующих производителей максимально использовать материалы, подлежащие переработке.

В итоге, согласно Федеральному закону «Об отходах производства и потребления» устанавливается, что направления государственной политики в области обращения с отходами являются приоритетными в следующей последовательности: 1) максимальное использование исходных сырья и материалов; 2) предотвращение образования отходов; 3) сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования; 4) обработка отходов; 5) утилизация отходов; 6) обезвреживание отходов.

Иными словами, существует иерархия: сначала надо произвести как можно меньше отходов, затем по максимуму переработать образовавшиеся отходы во вторсырье, потом извлечь всё опасное и аккуратно его где-нибудь запасти (если нельзя переработать, как, например, батарейки), а уже потом сжигать остатки, причем таким способом, чтобы не загрязнить атмосферу!

Если подвергнуть эти пункты анализу на предмет реалистичности внедрения, то видно, что наиболее доступными для территориальных схем являются сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов. А самый логичный механизм для этого – раздельный сбора мусора. Он позволяет уже на стадии сбора отходов выделить вторичное сырьё, таким образом и сократить образование отходов. Также раздельный сбор является доступным способом снижения классов опасности. Было бы логичным в региональных программах в области обращения с отходами предусмотреть введение раздельного сбора отходов на контейнерных площадках для сбора отходов. В первую очередь, внедрение раздельного сбора отходов целесообразно проводить в крупных населённых пунктах региона, системно приучая население к этой несложной, но важной процедуре, активно привлекая к этой работе региональные СМИ. Логично также предусмотреть строительство новых предприятий по переработке отходов, а также линий по досортировке. Совсем замечательным итогом был бы запуск установок по производству биогаза.

Если же проанализировать наблюдаемую в реальности картину внедрения территориальных схем обращения с отходами, то картина в разных регионах также весьма различна.

Так, в ряде регионов, например, в Мурманской области власти приняли решение о целесообразности внедрения на территории области электронной модели территориальной схемы обращения с отходами (для наглядного отображение данных об обращении с отходами на территории области), а также поэтапной системы раздельного сбора твердых коммунальных отходов. А в Карелии Министерство по природопользованию и экологии привлекло субъектов сферы образования и заключило с Петрозаводским государственным университетом контракт на разработку региональной программы в области обращения с отходами на срок 10 лет с 2018 по 2027 год. В настоящее время в Карелии практически весь объем твердых коммунальных отходов подлежит захоронению без сортировки, что исключает переработку и вторичное использование. Территориальная схема предусматривает к 2026 рекультивацию тринадцати объектов размещения отходов, создание в республике семи мусоросортировочных комплексов с общей мощностью 390000 тонн в год и создание трех мусороперегрузочных станций.

А в Ленинградской области губернатор Александр Дрозденко предлагает наладить контроль за передвижениями грузовиков с мусором из Санкт-Петербурга с помощью системы ГЛОНАСС.

Таким образом, процесс сейчас проходит в большинстве регионов стадию планирования. Хотя обозначены и уже и проблемы. Так экспертный анализ территориальной схемы в Кировской области показал, что власти сделали попытку массовой легализации несанкционированных свалок – в территориальной схеме по обращению с отходами по решению администрации 156 свалок обозначены как объекты санкционированного размещения отходов, что противоречит действующему законодательству. По данным экспертов к числу регионов, где программа пробуксовывает, относятся Воронежская, Курская, Смоленская, Тамбовская, Нижегородская, Магаданская области, а также Республика Коми и Забайкальский край.

Однако в целом процесс по стране идёт и в скором времени есть надежда увидеть результаты. Более того, правительство уже подготовило поправки, которые предусматривают льготный тариф гражданам за организацию раздельного сбора отходов, что, очевидно, будет стимулировать реформу.

Автор - Тимур Рахмтуллин

____________________

1Доклад Минприроды России