Экологический бумеранг

Установки группы

Администраторы

Фотоальбомы

Видео

Мультик про экологию(сюрреализм) 08:44
1997 просмотров
2012-03-04 14:36:12
Они вокруг нас!!! 02:15
771 просмотров
2012-03-02 12:11:09
Лемур с зонтиком 01:48
887 просмотров
2012-02-26 16:17:50
21 декабря 2012 - Как может закончиться всё 02:04
922 просмотров
2012-02-25 16:42:31
рекламный ролик группы 00:26
840 просмотров
2012-01-24 18:12:51
зоопарк.avi Неизвестно
739 просмотров
2012-01-24 18:08:06

Мероприятия

Экологический бумеранг
Информация о группе
Категория:
Имя:
Экологический бумеранг
Создана:
21.01.2012

Описание

Открытая группа МБОУ-СОШ № 25 города Тулы, России
Киселёва Ирина Владимировна
ВСЕРОССИЙСКИЙ УРОК ЭКОЛОГИИ
(для учащихся 4-6 классов)
Тема: БИОЛОГИЧЕСКОЕ И КУЛЬТУРНОЕ РАЗНООБРАЗИЕ РОССИИ – НАШЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Ведущим условием выхода человечества из экологического кризиса и выживания на Земле является сохранение биологического и культурного разнообразия на планете. Оно создавалось тысячелетиями, обеспечивая эволюцию жизни на Земле и прогрессивное развитие человечества. Культурное и биологическое разнообразие сопряжены друг с другом. Понимание этого родилось только в последней четверти ХХ века и нашло отражение в ряде международных соглашений.

ИЗ КОНВЕНЦИИ ООН ОБ ОХРАНЕ ВСЕМИРНОГО КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ (1972)
Генеральная конференция Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, констатируя, что культурному и природному наследию все более угрожает разрушение,
принимая во внимание, что повреждение или исчезновение любых объектов культурного или природного наследия представляет собой пагубное обеднение достояния всех народов мира,
считая, что существующие международные конвенции, рекомендации и резолюции в пользу культурных и природных ценностей свидетельствуют о той важности, которую представляет для всех народов сохранение уникальных и незаменимых ценностей, независимо от того, какому народу они принадлежат,
принимая во внимание, что в связи с масштабом и серьезностью новых опасностей, которые им угрожают, все международное сообщество должно участвовать в охране природного и культурного наследия
принимает настоящую Конвенцию.
Каждое государство признает, что обязательство обеспечивать сохранение, популяризацию и передачу будущим поколениям своего культурного и природного наследия возлагается на него самого.

ИЗ КОНВЕНЦИИ ЮНЕСКО ОБ ОХРАНЕ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (2003)

ЮНЕСКО, приняло настоящую Конвенцию, принимая во внимание важное значение нематериального культурного наследия для обеспечения культурного разнообразия и гарантии устойчивого развития, учитывая тесную взаимозависимость между нематериальным культурным наследием и природным наследием, считая, что действующие международные соглашения о культурном и природном наследии необходимо обогатить и дополнить новыми положениями, учитывая необходимость более глубокого осознания, особенно среди молодых поколений, важности нематериального культурного наследия и его охраны, принимая во внимание неоценимую роль нематериального культурного наследия для сближения и взаимопонимания между людьми.

ИЗ ХАРТИИ ЗЕМЛИ (2000)

Идея Хартии Земли появилась в 1987 году, когда Международная комиссия по окружающей среде и развитию ООН призвала создать новую хартию, которая сформулировала бы фундаментальные принципы устойчивого развития. Текст был создан в процессе шестилетнего всемирного обсуждения (1994—2000 гг.). Заключительный вариант текста Хартии Земли был принят на собрании Комиссии Хартии Земли в штабе ЮНЕСКО в марте 2000 г.
Наш мир становится всё более взаимозависимым и хрупким. Нам пора осознать, что при огромном разнообразии культур и форм жизни, мы являемся одной семьёй и единым сообществом с общей судьбой. Мы должны объединиться и создать устойчивое общество, основанное на уважении к природе, правам человека и культуре мира.
Вот некоторые принципы Хартии:
1.Уважать Землю и жизнь во всем её многообразии.
2.Создавать культуру толерантности, ненасилия и мира.
3.Осознавать, что мир — это одно целое, которое держится на уважении к себе, другим людям, другим культурам, другой жизни, Земле и ко всему огромному единству, частью которого мы являемся.
4.Нам выбирать – всеобщее партнерство для поддержки друг друга и обеспечения жизни на планете или угроза исчезнуть вместе со всем многообразием жизни.
5.Обеспечивать взаимопонимание и сотрудничество между всеми нациями и людьми. Не допускать насильственное разрешение конфликтов, мирно решать экологические проблемы и другие спорные вопросы.

ИЗ ПРОЕКТА ГЛОБАЛЬНОГО ЭКОФОНДА «СОХРАНЕНИЕ БИОРАЗНООБРАЗИЯ» (1998-2002)
Сохранение биоразнообразия невозможно без формирования у людей природосберегающего мировоззрения. Эта работа должна вестись с учётом особенностей разных социальных групп, их отношения к природе. Малочисленные коренные народы и старожильческое население являются носителями природосберегающих традиций, как в области технологий природопользования, так и в морально-этической сфере. Здесь задачей является сохранение и распространение их традиционной природосберегающей этики. Если уникальное и конкретное понимание различных культур человечества будет утрачено или просто сведено к наименьшему общему знаменателю, то мы утратим нечто драгоценное и очень важное для нашего коллективного выживания. Мировые культуры должны быть сохранены во всём их разнообразии – ради их собственного процветания и нашего общего блага.
ИЗ КОНЦЕПЦИИ ОБЩЕГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ (Российская академия образования, 2010)

Необходимо формировать экологическую ответственность, приверженность общенациональным ценностям; готовность к соблюдению законности, социальной толерантности, негативного отношения к любым формам неравенства - экономического, этнического, расового, образовательного – как предпосылок неустойчивого развития.
С понятием биологического разнообразия учащиеся знакомятся в учебных предметах «Окружающий мир», «Природоведение», «Естествознание», «Биология», «Физическая география».
Биологическое разнообразие – основа устойчивости биосферы, обеспечения целостности круговорота веществ. Биологическое разнообразие – это богатство и многообразие жизни на Земле, источник развития экономики, здоровья населения, процветания искусства, благополучия каждой семьи и отдельного человека. Подобно тому, как природа создаёт разнообразие видов, приспособленных к различным географическим и климатическим условиям, так и приспособление человека к разнообразным условиям проживания находит выражение в культурном разнообразии человечества. И подобно природным экологическим системам, культурные системы устойчивы лишь при максимальном разнообразии своих элементов.
Культурное разнообразие – источник уникальной экологической информации о способах нерасточительного природопользования, поддержания пригодной для жизни среды обитания, выживания в самых разнообразных условиях. Экологическая культура разных эпох и народов – бесценное сокровище, особенно в условиях экологических кризисов. Вначале третьего тысячелетия поиск утраченной гармонии между человеком и природой становится важнейшим поиском современности. Наука всё чаще признаёт ценность экологических знаний коренных народов и традиционных методов средосберегающего природопользования, которые веками формировались в местных культурах.
Плодотворное соединение традиционных знаний и ценностей с достижениями современной науки по сохранению биологического и культурного разнообразия – условие устойчивого развития современной цивилизации.
Для решения глобальных экологических проблем ценность представляют три аспекта традиционных культур.
Во-первых, это традиционные стратегии неразрушающего природопользования, гармоничного вписывания хозяйственной деятельности в окружающую среду. Эти«экологические аксиомы»достались нам из глубины веков. С помощью науки и новых технологий они адаптируются к современным условиям и составляют основу «зеленой экономики», безотходных технологий, энергосбережения.
Во-вторых, народный фольклор – обязательная составная часть экологического просвещения и воспитания. Оно опирается на мифологические образы, сказания, легенды и эффективно дополняет методы научного убеждения. Для сравнения:
с точки зрения науки «Нельзя, просто ради удовольствия, рвать цветы в степи, потому, что ее флора трудно восстанавливается» - с точки зрения мифологии «Не рви цветы в степи, это – глаза твоих предков, которыми они смотрят в небо»; научный вывод о том, что «Нельзя переделывать природу в угоду своим прихотям» -и образ «Великого Духа Жизни Природы, покой которого нельзя нарушать, иначе он покинет тебя»; научные доказательства того, что «Человек – не царь Земли, а лишь часть ее глобальной экологической системы» - и неслучайность верования наших предков в то, что «Даже в своем доме человек – не абсолютный хозяин (в доме – домовой, в лесу – леший, священные животные, растения, родники)» и т.д.
В-третьих, сохранение территорий традиционного природопользования коренных народов, их уклада жизни –условие сбережения участков природного и культурного мирового наследия. Ведь на территории проживания коренных народов приходится 85% особо охраняемых природных территорий мира – мало измененных экосистем, которые являются основным источником кислорода для всей планеты. Кроме того, культура коренных народов – источник информации для пришлого населения о способах адаптации и выживания на конкретных территориях.
Но сегодня биологическому и культурному разнообразию на планете грозит оскудение. Сокращение биоразнообразия происходит из-за:
- хищнической вырубки лесов без обеспечения его восстановления;
- загрязнения окружающей среды, в которой уже не могут выжить многие биологические виды (отравление воды, почвы);
- уничтожения естественных мест обитания растений и животных (из-за лесных пожаров; вытаптывания земель; осушения болот; распахивания степей);
- сокращения площадей естественных экосистем (из-за нерационального строительства городов, прокладки дорог, трубопроводов, обмеления водоемов) до размеров, когда некоторые биологические виды перестают размножаться;
- перепромысел хозяйственно ценных видов (пушнина, мясо, рыба, жир);
- конкуренции с завезенными биологическими видами, скрещивания с генетически измененными формами и другие.
Из-за нерациональной хозяйственной деятельности, не учитывающей традиции гармоничного, сбалансированного сосуществования с природой, скорость вымирания различных видов животных и растений сегодня в сотни раз превышает «естественный», эволюционный процесс. По данным Международного союза охраны природы, ежегодно погибает один вид только позвоночных животных. Опасность исчезновения грозит более чем 600 видам птиц и около 120 видов млекопитающих, многим видам рыб, земноводных, пресмыкающихся. И это катастрофично, ведь в природе не существует «ненужных» биологических видов. Потеря любого биологического вида расшатывает экологическое равновесие, приближает природные катаклизмы. Американский эколог Ольдо Леопольд по этому поводу писал: «Самый большой невежда – тот человек, который спрашивает про растение или животное: а какой от него прок? Если механизм Земли хорош в целом, значит, хороша и каждая его часть, независимо от того, понимаем мы ее назначение или нет. Кто будет выбрасывать части механизма из машины, которые кажутся бесполезными? Сохранить каждый винтик, каждое колесико – вот первое правило тех, кто пробует разобраться в неведомой машине».
Культурному разнообразию тоже грозит оскудение – там, где люди не помнят своей истории, забывают своих предков, стыдятся своего языка, народных песен и танцев, бездумно преклоняются перед иной культурой и не чтят своей.
Потери от бесследного исчезновения биологических видов и целых пластов культуры невосполнимы. Не случайно, мир бьет тревогу: приняты Конвенция ООН об охране всемирного культурного и природного наследия, Конвенция ООН о биологическом разнообразии, Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии, Конвенция об охране нематериального культурного наследия. Уже второй раз подряд ООН объявляет о Втором десятилетии коренных народов мира. Принята Хартия Земли – договоренность людей планеты о совместных действиях по сохранению культурного и природного наследия.
В нашей стране проблема сохранения биологического и культурного достояния России тоже стоит остро. Особенность культурного богатства России –в его многонациональности, которая представлена многообразием конкретных традиционных культур.
Поэтому одной из стратегических задач отечественного экологического образования для устойчивого развития является осознание молодыми людьми прямой зависимости сохранения биологического и культурного разнообразия России от их собственной культуры, личностных ценностей, качеств и умений. Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России (методологической основы ФГОС), современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Проблема сохранения биологического и культурного разнообразия – общая, и решать ее надо сообща. Но этому мешает наша культурная, религиозная, социальная разобщенность, нежелание учиться понимать друг друга, общаться, договариваться о совместных усилиях для решения общих экологических проблем. Общество, граждане в котором не могут договориться о согласованных действиях по экономному использованию общих природных ресурсов, обречено. Его неизбежный результат– варварское исчерпание природных богатств, оскудение биологического разнообразия, потеря устойчивости природных комплексов, их деградация, увеличение количества природных катастроф, проблемы в экономике страны.

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ УРОКА
Россия обладает уникальным разнообразием неживой и живой природы, видов растений и животных, их сообществ. Исторически сложилось так, что это – основа богатства нашей страны, ее развития и процветания.
Однако, как и везде на планете, биологическому разнообразию России грозит сокращение. Главная причина этому в том, что люди стали ценить свое материальное благополучие выше, чем сохранение природы как источника этого благополучия. Наука, доказывающая необходимость бережного отношения к природным ресурсам, современные «зеленые» технологии, позволяющие природе восстанавливать взятые у нее ресурсы, не помогут выйти из экологического кризиса, если каждый из нас, и мы все вместе не пересмотрим свои ценности.
Сама Природа, все более скудеющая и больная, взывает нас вспомнить уроки прошлого, богатую культуру многонациональной России, в которой накоплен бесценный опыт уважения и гармоничного сосуществования с природой.
Мы – представители разных народов России, должны осознать, что бережное отношение к своей культуре, ее «экологической мудрости» поможет нам всем вместе сохранить и приумножить совокупный культурный опыт страны, а значит, и сохранить ее природное достояние.
Мы все – разные, но экологические проблемы мы сможем решить только сообща. А для этого необходимо, чтобы люди разных народов, разных культур научились обсуждать общие проблемы, договариваться, совместно действовать во благо страны, ее природы, всех народов, а значит – и каждой семьи, каждого из нас.
О чем важно научиться договариваться?
- О необходимости сохранения биологического разнообразия – условия здоровья природы и здоровья человека, благополучия всего общества.
- О важности сохранения и возрождения лучшего опыта экологической культуры народов России.
- О направлениях наших совместных действий для этого.
Идея консолидации для решения экологических проблем актуальна не только для нашей страны. Люди всех стран и народов выступили с почином объединить усилия по сохранению жизни на Земле и создали ХАРТИЮ ЗЕМЛИ.
Хартия – это публичный документ, декларация, заявление, результат общей договоренности о целях и принципах совместных действий.
Результатом урока будет составленный классом документ «НАША ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРТИЯ».
Ее примерный вариант:
Мы, учащиеся … , понимая, что
- биологическое разнообразие России – наше общее богатство, это достояние России, охранять его – дело совести каждого из нас;
- важно сохранять разнообразие растений и животных, не зависимо от их пользы для нас, и среду их обитания;
- для сохранения нашего природного наследия необходимо изучать науку и культуру нашей многонациональной Родины;
- важно бережно относиться к культуре своего народа и ценить другие культуры, не допускать неуважительное отношение к ним;
- людям разных народов надо научиться действовать вместе, чтобы сохранить природное и культурное наследие страны,
решили договориться:
- проявлять искренний интерес к экологической мудрости своей культуры и культур нашей многонациональной страны, изучая их мифы, сказки, легенды, потому что …;
- рассказывать друг другу и окружающим нас людям об экологической культуре коренных народов нашей местности, потому что …;
- бережно относиться к святым природным местам разных народов России (деревьям, родникам, горам и т.д.), священным животным и растениям, потому что …;
- мирно решать между собой спорные вопросы, не доводя до конфликтов, не допуская оскорбительные выпады по отношению к представителям других национальностей, потому что …
- изучать способы экологически целесообразного образа жизни наших предков, научно объяснять их и использовать в повседневной жизни для уменьшения своего «экологического следа» в природе, потому что …;
- стараться давать старым вещам вторую жизнь (…), потому что …
- не покупать лишние полиэтиленовые пакеты, потому что …
- не поджигать мусор, потому что …
- экономить электричество, выключая ненужные электроприборы и обесточивая их, потому что …
- в борьбе с насекомыми, грызунами пользоваться не отравляющими, а отпугивающими веществами, поддерживать чистоту в своем окружении, потому что …
- не уничтожать живое бессмысленно, просто ради своего удовольствия или сверх потребности для жизни, потому что …
- экономить бумагу, потому что…
- закрывать краны, когда вода нам не нужна, потому что ...
… (дети дополняют своими предложениями).
Этими совместными действиями мы внесем вклад в сохранение богатств страны ради нашего общего будущего.

ЦЕЛЬ УРОКА:
Побудить школьников к размышлению об экологическом и личностном смысле сохранения культурного и биологического разнообразия страны, региона, своей местности; необходимости для этого совместных усилий людей разных национальностей, поколений, религий, их желания и умения договариваться о сотрудничестве в решении общих экологических проблем.
ЗАДАЧИ УРОКА:
- на основе анализа разных источников информации объяснять взаимосвязь биологического и культурного разнообразия;
- высказывать свое личное мнение о роли биологического и культурного разнообразия для устойчивого развитияРоссии и благополучия каждого ее гражданина; о роли культурного обмена, совместных действий, умений договариваться в решении экологических проблем страны;
- сформировать первичное представление о сущности умения договариваться и применить его при составлении общего для коллектива класса документа «Наша экологическая Хартия».
ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ УРОКА:
Разнообразие живой и неживой природы России как общее достояние ее граждан. Сохранение биологического разнообразия страны – условие ее развития, благополучия каждой семьи и каждого из нас.
Угрозы биологическому разнообразию страны. Их причины. Роль экологической культуры каждого человека в сохранении природы страны:
- его научных знаний;
- бережного отношения к «экологической мудрости» своего народа и культурному наследию других народов страны: уважения законов природы; ценности поведения, сберегающего природные ресурсы, сохраняющего среду жизни, уменьшающего «экологической след» в окружающей среде;
- умений самостоятельно добывать экологические знания, обсуждать их, участвовать в диалоге культур, договариваться о взаимопомощи и совместных действиях для решения экологических проблем.
Умение договариваться, сотрудничать, действовать в общих интересах – ключевое для устойчивого развития общества и совместного решения его гражданами общих экологических проблем. Хартия Земли – пример диалога культурна международном уровне. Хартия призывает все население Земли перед лицом экологической угрозы научиться договариваться, сотрудничать и объединять усилия ради общей цели – сохранения природной среды и жизни человека на Земле.
Применение учащимися умения договариваться о совместных действиях в интересах сохранения культурного и биологического разнообразия в месте проживания, регионе (составление экологической Хартии класса).

СТРУКТУРА УРОКА:

1. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛА УРОКА; ТЕМА; ЦЕЛЬ урока, сформулированная учителем; целеполагание учащихся (3 мин.).
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (22 мин).
Учебно-практическая ситуация погружения в проблему сохранения биологического и культурного разнообразия России (6 мин, слайд-фильм, музыкальное сопровождение к фильму подбирается учителем с использованием этнокультурной музыки, песен, природных звуков). Побуждение к чувственно-эмоциональным, эстетическим и нравственным переживаниям, связанным с восприятием природного и культурного разнообразия страны, осмыслением его уникальности, универсальной ценности и опасностей, которые ему угрожают (с использованием справочной информации региональной направленности). Вовлечение учащихся в обсуждение информации о взаимосвязях биологического и культурного разнообразия, обмен мнениями о ценности природного и культурного наследия России для устойчивого развития мира, судьбы страны, региона, благополучия отдельного человека.
Проблемная ситуация, учебная ситуация, постановка учебной задачи(4 мин). Подведение учащихся к осознанию противоречия между всеобщим, планетарным характером угроз, связанных с сокращением биологического и культурного разнообразия, и большими трудностями при организации сотрудничества людей разных стран, народов, культур, необходимого для предотвращения этих угроз. Важно понимание учащимися значимости этой проблемы для нашей многонациональной страны, актуальность задачи преодоления разобщенности людей при решении общих для них экологических проблем, побуждение их к партнерству, культурному обмену, совместным экологическим действиям.
Перевод проблемной ситуации в учебную связан с побуждением учащихся к рефлексии личных затруднений при необходимости договариваться между собой и другими людьми; осознание дефицита знаний о сущности этого умения, нехватки конструктивного жизненного опыта его применения. Учебная ситуация завершается постановкой учебной задачи: выявить существенные особенности умения договариваться в процессе совместного поиска экологического решения, удовлетворяющего разные стороны.
Решение учебной задачи (дидактическая игра) (12 мин.).В ходе игры, решая задачу поиска общегоэкологического решения, учащиеся получают опыт, позволяющий им выделить существенные признаки умения договариваться:
- открытость диалогу,
- умение взглянуть на мир глазами партнера,
- доверие и уважение к нему,
- готовность к компромиссу – уступке во второстепенном для достижения главной цели.
Организуется самоанализ дидактической игры, рефлексия коллективных успехов и неудач.

3. ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ, решение проектной задачи (12 мин). Обобщение знаний и апробирование умения договариваться организуется в процессе решения проектной задачи по разработке экологической Хартии класса и ее совместному обсуждению.

4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП урока (3 мин). Рефлексивные высказывания об экологической и личностной значимости поднятой проблемы. Мнения о степени достижении общей и индивидуальных целей занятия. Выявление мотивации учащихся на дальнейшее освоение действий, входящих в умение договариваться – как ключевого для сохранения природного и культурного наследия, устойчивого развития общества, успешности каждого человека.
Урок желательно завершить фрагментом видеозаписи выступления Северн Сузуки, 12 летней девочки, которая в 1992 году, на саммите Земли в Рио-де-Жанейро обратилась к представителям более 100 стран мирас призывом начать договариваться и реально решать экологические проблемы ради всех детей планеты и их будущего. Это выступление вошло в историю, как выступление девочки, заставившей замолчать мир на пять минут (http://netopalto.ru/vystuplenie-severn-suzuki.html; видео прилагается).

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
Представленный урок носит развивающе - воспитательный характер. Его методологическим основанием выступает ФГОС и Концепция общего экологического образования для устойчивого развития, разработанная в РАО в 2010 г.
Предметное содержание урока опирается на природоведческие и краеведческие представления школьников, сформированные на учебных предметах: Окружающий мир, Природоведение, Естествознание, Биология, Физическая география. Урок обобщает начальные представления младших подростков об актуальности проблемы сохранения биологического и культурного разнообразия России и об одном из путей решения этой проблемы – через культурный обмен, взаимопонимание, умение мирно договариваться и действовать совместно для решения экологических проблем.
Метапредметные результаты урока связаны с формированием представлений о сущности умения договариваться и первичным опытом его применения для составления и обсуждения экологической Хартии класса. Универсальное учебное умение «договариваться» (согласовывать, уступать, действовать мирно, искать общее, а не различия для достижения единой цели) входит в структуру умения работать в команде – одного из ключевых в образовании для устойчивого развития. Роль умения договариваться для решения экологических проблем подчеркивается в документах ООН, посвященных проблемам образования для устойчивого развития. В них отмечается, что формирование этого умения входит в круг двух из четырех ключевых задач современного образования, а именно – «учить общаться» и «учить быть».
Умение договариваться относиться к группе коммуникативных, развитие которых в младшем подростковом возрасте совпадает с сензитивным периодом освоения деятельности общения как ведущей в этом возрасте.
Личностные результаты урока соответствуют требованиям Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни ФГОС НОО и направлению Программы социализации и воспитания ФГОС ООО в части одного из этапов формирования экологической культуры личности. Воспитательная направленность урока связана с реализацией одной из социокультурных функций экологического образования для устойчивого развития – социального конструирования идентичности личности как гражданина своей страны, представителя определенной культуры. Актуальность этой проблемы связана с происходящими в обществе процессами глобализации, усилением в нем миграционных и информационных потоков, взаимопроникновением культурных и социальных общностей, сопровождающимся противоречивыми процессами – от их интеграции до конфронтации. Среди молодежи возникают проблемы с навигацией в бесконечном разнообразии социокультурных пространств, которые нередко сопровождаются девальвацией культурных ценностей и культуры в целом, эффектом «заблудившегося сознания», отчуждением от социума и его культуры.
Экологический урок, построенный на основе объединяющей разных людей и сообщества идеи сохранения разнообразия природного и культурного достояния страны, вносит вклад в решение задачи консолидации усилий разных слоев населения российского общества в решении экологических проблем. Это созвучно идеям Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Результаты урока носят общекультурный характер и могут быть использованы в предметах как естественнонаучного, так и гуманитарного цикла, в разных формах работы образовательного учреждения по решению задач воспитания и социализации подрастающего поколения.
Деятельность учащихся на занятии целесообразно организовать в малых группах сотрудничества. Результатом коллективного творчества учащихся выступает созданное в совместной деятельности, как результат договоренности, соглашение о том, какие действия посильны каждому и всем вместе как реальный вклад в сохранение общенационального достояния страны. После завершения работы над экологической Хартией класса можно предложить учащимся познакомиться с аналогичным документом, который был создан всеми людьми Земли – Хартией Земли. Разъяснить значение этого нового для учащихся понятия (Хартия – публичный документ, результат совместной договоренности о целях и принципах совместных действий), познакомить с ее положениями, которые соответствуют теме урока и созвучны решениям школьников.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ (по выбору учителя):
Игра СМОГУТ ЛИ ОНИ ДОГОВОРИТЬСЯ?
Учащиеся класса разделяются на несколько групп. Каждой из них предоставляется набор фотографий (в приложении), на которых изображены общающиеся между собой люди. Задание: проанализировать характер общения и сделать вывод, смогут ли эти люди договориться. Обосновать свой вывод. Сделать заключение: что помогает, по мнению учеников, и что мешает договариваться. Обсудить это заключение с другими группами учащихся, прийти к общим выводам.
Игра ЧТО НУЖНО, ЧТОБЫ ДОГОВОРИТЬСЯ?
В игре участвуют представители трех сказочных «стран» - «Лягушатии», «Мышатии», «Воробьятии». У каждой страны – свои интересы. Представители каждой страны рассказывают другим странам, какая среда жизни им нужна. Но в одной из стран появилась экологическая проблема (например, в мышатии в почве появились вредные вещества). Касается ли эта проблема других «стран» (в каждой стране есть жители, которые против помощи другим странам и которые «за» такую помощь)?Что нужно, чтобы договориться действовать вместе? Какие совместные действия могли бы быть? Почему умение договариваться иногда образно называют «увеличить пирог» (вместе получить больше, чем иметь по отдельности)?
Игра КАРАМБИЯ
Из каждой группы учащихся (7-8 человек) выбирают троих «посланников» (для экономии времени на уроке это можно сделать заранее). Инструкция для «посланников»: ваша страна хочет установить дипломатические связи со страной Карамбией. Для этого Вам нужно узнать, что это за страна, каковы ее природные особенности, какова ее культура. Жителям этой страны можно задать семь вопросов (допустимые ответы – только «да» и «нет»). Остальной группе участников тоже заранее дается установка: «Вы – карамбийцы, представители страны Карамбия, имеющей богатое историческое прошлое, огромную территорию и неисчерпаемые природные ресурсы. К вам едут посланники из другой страны, чтобы узнать поближе вас. Вы должны договориться между собой, как вести себя на переговорах, в чем ваши интересы».На занятии «посланники» приглашаются в группу по одному так, чтобы другие «посланники» не знали, какие вопросы задают его коллеги. По окончании всех переговоров заслушиваются отчеты «посланников» о своих впечатлениях от взаимодействия с жителями Карамбии. Карамбийцы совещаются и решают, с какой страной (странами) они установят дипломатические отношения и почему. Затем все вместе анализируют, почему возникали недопонимания и довольны ли все результатами переговоров.
Игра ПЕРЕГОВОРЫ
Учащиеся класса делятся на три группы. Каждая из групп заранее получает задание подготовиться к переговорам по одной из экологических проблем (например, по вопросам сохранения редких видов растений и животных своего края и среды их обитания). Членам каждой группы раздаются карточки с индивидуальными заданиями, с предупреждением, что их нельзя обнародовать до конца игры. Содержание заданий: «Твоя задача: следить, чтобы ход обсуждения не отклонялся от поставленной проблемы»; «Твоя задача: уводить обсуждение в сторону от проблемы»; «Твоя задача: находить общее в точках зрения сторон»; «Твоя задача: подчеркивать несогласие точек зрения сторон»; «Твоя задача: внимательно слушать говорящего и перефразировать его главную мысль своими словами так, чтобы она была лучше понята всеми». «Твоя задача: сомневаться в искренности и правильности слов говорящего». Переговоры длятся 5-7 минут. Затем следует анализ, что помогало и что мешало достигнуть договоренности. Удалось ли преодолеть препятствия? Есть ли удовлетворенность переговорами? Какие «секретные задания» выполняли некоторые участники переговоров, и удалось ли их выполнить?
ВЫСКАЗЫВАНИЯ, СТИХИ (можно использовать на уроке, при оформлении класса):
Сенека (древнеримский философ): «Быть счастливым и жить в согласии с природой – одно и то же».
Писарев Д.И. (русский писатель): «...Великая книга природы открыта перед всеми, и в этой великой книге до сих пор... прочтены только первые страницы».
Цицерон (древнеримский философ):Следует жить в соответствии с природой.
Бэкон Фр. (английский философ 16-17 в.): Природу легче всего подчинить, повинуясь ей.

Махатма Ганди (руководитель движения за независимость Индии, 20 век): Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность.
Моисеев Н.Н. (российский ученый, философ второй половины 20 века): У всех людей возникает всё больше общих интересов, главный из которых сохранить на Земле человечество.
Кокорин В.Н. (современный писатель): Нельзя безнаказанно предавать свою веру и культуру. Оторвавшись от своих корней и не дав могучей поросли, засохнут нежные побеги души.

Только страна, сумевшая сохранить свою культуру, может стать великой.
Мудрость российского народа заключается в его терпимости к вере и укладу жизни других наций.

И щедра природа наша,
Так раздольна, хороша!
Всех богатством восхищает,
Словно русская душа.
Веры многие вмещает
Наша славная страна.
Иудеи, мусульмане
И буддисты – все равны.
Стала Матерью Россия,
А они – ее сыны.
Знаю, веры православной
Сокрушить нельзя оплот.
Но с ученьями другими
Мирно наш живет народ.
«Ведь терпимость – мудрость жизни», –
Завещали предки нам.
И другой культуры также
Почитать привыкли Храм.
«Неприкосновенный запас. История России в стихах». 1 часть В.Н. Кокорин

Урок и методические рекомендации подготовлены в лаборатории экологического образования института содержания и методов обучения Российской академии образования (Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н., Трубицына Л.В.)
Ссылки на слайды:
http://sci.tspu.ru/SITES/posobie/geography/fotogal 8kl.html
http://900igr.net/kartinki/geografija/Pustyni-Rossii/007-Prirodnye-uslovija.html
http://lifeglobe.net/entry/2283
http://myphototravel.livejournal.com/2058412.html
http://lifeglobe.net/entry/2283
http://www.proza.ru/2012/03/20/1242
http://rusdemotivator.ru/user/olga-xom/news/page/2/
http://blogs.privet.ru/user/nadejda_yablokova/99902298
http://www.etoya.ru/wellness/2011/3/29/15382/
http://www.business.ua/blogs/transport/gor4akov_blog/450/
http://clubs.ya.ru/4611686018427390494/replies.xml?item_no=19754
http://www.liveinternet.ru/tags/
2972 дн. назад
 
Ромка
Молодцы, в наше время такого небыло, но было много другого интересного)))
Киселёва Ирина ВладимировнаКиселёва Ирина Владимировна on 26.02.2012 16:49

Что же было в ваше время?

РомкаРомка on 26.02.2012 17:13

Много чего , и времени и нужды следить за природой небыло, все и так было чисто.

Киселёва Ирина ВладимировнаКиселёва Ирина Владимировна on 02.03.2012 13:11

Рома, чисто там где не сорят...

3053 дн. назад