«Экологические инновационные образовательные проекты как условие формирования развивающей образовательной среды»

11 Февраля 2018 / Москва / Штаб "Королёк" /

1 

12 декабря 2017 года ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» совместно с МБОУ «Гимназия №17» г.о. Королев в рамках академической научно - практической конференции «Научно-исследовательская работа как фактор развития образовательного пространства АСОУ и Московской области» провели региональную научно-практическую конференцию «Экологические инновационные образовательные проекты как условие формирования развивающей образовательной среды».

В работе конференции приняли участие педагогические работники образовательных организаций Московской области.

5 января 2016 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписал указ, в соответствии с которым 2017 год в России объявлен годом экологии. Цель данного решения – привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны.

«В соответствии с Концепцией развития МБОУ «Гимназия № 17» центральное место в воспитательной системе занимает формирование у учащихся экологической культуры», - такими словами открыла конференцию директор гимназии Вера Анатольевна Герасимова. «В нашей гимназии создалась определенная система воспитания. Накоплен положительный опыт работы по экологическому воспитанию учащихся, совместной деятельности педагогов школы и родителей, сложилась система дополнительного образования на базе школы. Разработан инновационный проект «Здоровыми быть здорово!» по созданию Ресурсного центра на базе гимназии для присвоения статуса региональной инновационной площадки, в котором отражены вопросы экологического воспитания. В гимназии по экологическому воспитанию используются различные технологии. Это и проведение ежегодного традиционного экологического Фестиваля, в котором принимают участие все классы гимназии, проектная деятельность учащихся, интегрированные мероприятия, участие в многочисленных акциях Международного фонда защиты животных, театрализованные постановки».

О моделях реализации экологического содержания в образовательной деятельности образовательных организаций и образовательной среде как условии формирования личностных результатов рассказала Лидия Фёдоровна Греханкина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общих математических и естественнонаучных дисциплин и методик их преподавания ГБОУ ВО МО «Академия социального управления».

Опытом создания инновационных экологических проектов поделились педагоги гимназии № 17.

В 2014 году на базе гимназии был создан территориальный штаб Зелёного Движения России ЭКА «Королёк». Его руководитель – заместитель директора по учебно-методической работе, учитель начальных классов Терёхина Ирина Владимировна. Она рассказала о деятельности штаба, о разнообразных экологических проектах, в которые вовлечены все учащиеся, их родители и педагоги гимназии. В школе внедрена технология раздельного сбора мусора. Установлены контейнеры для отдельного сбора бумаги, пластика, батареек. Ежегодно проводятся Всероссийские экологические уроки «Мобильные технологии для экологии», «Вода России», «Хранители воды», «Сделаем вместе!» Гимназия – активный участник проектов по сбору макулатуры «Спаси дерево!», Эко-марафон «Переработка», «Бумажный Бум». Каждый год ребята принимают участие в акции «Наш лес. Посади своё дерево».

2017 год – это год экологии и особо охраняемых территорий. Если пройтись по этажам нашей школы – то можно насчитать 46 газет (по количеству классов в нашей школе) о разных заповедных местах, расположенных на территории нашей страны. Каждый класс выпустил не только газету, но и представил проект о своём заповеднике на школьном Фестивале «Заповедная Россия», который прошёл в апреле этого года.

Учащиеся 5 «А» класса (классный руководитель Закирова Виктория Валентиновна) рассказали о своей проектной работе и познакомили всех участников конференции с национальным парком Чаваш вармане.

О творческом подходе в решении задач экологического воспитания в рамках внеурочной деятельности по LEGO-конструированию и робототехнике рассказала учитель начальных классов Суржикова Татьяна Борисовна. Учащиеся 3 «В» класса Ломейко Кирилл и Акопян Марк продемонстрировали работу роботов-помощников: работ-сборщик металлических предметов, который может собирать металл на производстве и в быту; робот-лестничный вездеход, который легко заменит человека в экстремальных ситуациях. Ребята создают своих роботов на занятиях по внеурочной деятельности и очень увлечены этой работой.

Учитель начальных классов Варфоломеева Зинаида Геннадиевна с учениками 3 «Б» класса представила выступление агитбригады «Экологический десант». Ребята в доступной форме рассказали о проблемах экологии. В процессе подготовки к конференции учащимися были созданы проекты на различные экологические темы: «Почему чистая вода становится большой ценностью в мире», «Об истории природных ресурсов» и др. Все проекты были показаны на конференции.

Не секрет, что дети в школе часто жалуются на головную боль и усталость. Основной причиной этого является шум. Ученики 3 «Г» класса под руководством Ерковой Галины Вячеславовны, провели мастер-класс «Влияние шума на здоровье человека». Измерение уровня шума и силы звука проводилось на лабораторном оборудовании. Источник звука-колокольчик, находился вблизи и на расстоянии от датчика звука. Гости активно участвовали и задавали массу вопросов. По итогам проведённых измерений, участники сделали выводы: чем ближе источник звука, тем он более мощный; долгое прослушивание музыки в наушниках приводит к ослаблению слуха. На следующий мастер-класс в школе были приглашены старшеклассники, чтобы опытным путём убедиться в опасности долгого прослушивания музыки в наушниках.

Учитель биологии Любовь Александровна Жура в своем выступлении «ФГОС: детские научные проекты – шаг в будущее» рассказала о важности детских исследовательских работ для формирования представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природоиспользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды. Детские проекты несут, как правило, еще и большую социальную роль: привлекают подрастающее поколение к решению проблем общества. Отражением этого могут быть работы Волос Полины «Последствия техногенной катастрофы на реке Клязьма», Сергейчевой Марии «Роль социальной рекламы в проведении экологических акций», Грулевой Ольги «Компьютер в жизни современного школьника», Багдасарян Евгении «ФГОС и здоровье школьника». Проекты наших учащихся получили высокую оценку на различных уровнях олимпиад, а три из них отмечены стипендиями губернатора Московской области.

О реализации экологических проектов в рамках работы Научного общества учащихся рассказала Саджая Татьяна Юрьевна, руководитель секции экологии и биологии «В прыжке к познанию». С 2008 года секция объединяет учащихся 6-11 классов, увлечённых изучением этих предметов. Главной задачей Татьяна Юрьевна считает формирование и развитие творческих способностей учащихся. В результате совместной деятельности ученика и учителя, выбора правильной темы и поставленной задачи, определяется успех проектной работы, которая является итогом. В своей работе Т. Ю. Саджая придерживается принципа «Если мы учим детей, не открывая их для себя, мы никогда на самом деле не знаем, чему мы их учим». На конференции были представлены проекты учащихся 6 «Б» класса Вронских Елизаветы и Александра «Значение листопада в жизни растений» и учащейся 11 «В» класса Бегловой Аланы «Экологические последствия использования нанотехнологий».

На семинаре был представлен инновационный опыт учителя географии Алексахиной Ирины Анатольевны. Под её руководством ученики 7 «Г» класса участвуют в сессиях Международного проекта «EarthKAM».
Учащиеся имеют возможность проведения экологического мониторинга поверхности Земли с помощью снимков из космоса, получаемых с Международной Космической Станции.

Учитель географии Черноморова Наталья Ивановна рассказала о применении ролевых игр как вида инновационных образовательных проектов при изучении экологического содержания в курсе географии. Такой вид работы даёт возможность интересно и доступно изучать экологические проблемы, а также активизирует творческие способности ребёнка, развивает память, критическое мышление и изобретательность. Вместе со своими учениками, учащимися 5 «Б» класса, Наталья Ивановна показала эпизоды из обобщающего урока по теме «Вселенная» с элементами инсценировки и театрализации.

Проблема замусоривания остро стоит в современном мире. Часто мы используем вещи только один раз. О том, как можно использовать одноразовые предметы повторно, задумались учащиеся, а также их родители, и … сделали новогодние костюмы. Под руководством учителя начальных классов Леоновой Елены Владимировны учащиеся 1-9 классов приняли участие в экологической акции «Вторая жизнь вещей. Дефиле карнавальных костюмов».

Подводя итоги конференции, педагоги отметили, что научить человека думать не только о себе, но и об окружающем мире нелегко, особенно эта проблема актуальна для подростков. Охрана и защита природы позволяет подросткам ощутить свою значимость, взрослость, ощутить свою способность делать важные, полезные дела, реально видеть результаты своей деятельности, приносить радость окружающим, создавать прекрасное.

43

 

Проекты

Программа по лесовосстановлению

kislorod
С момента основания в 2010 году Движение ЭКА реализует программы и проекты по массовым...

Программа «Зеленые школы России»

school
Движение ЭКА реализует общероссийскую программу с международным участием «Зеленые Школы» с осени...

Присоединяйтесь к нам!

    Yandex Zen flicr facebook vk Одноклассникиtwitter