В действующем законодательстве Российской Федерации нет четких критериев, какому количеству растущих рядом зеленых насаждений можно присвоить статус городского леса, за исключением определения ГОСТ 18486-87 «Лесоводство. Термины и определения», в котором «Лес – это элемент географического ландшафта, состоящий из совокупности деревьев, занимающих доминирующее положение, кустарников, напочвенного покрова, животных и микроорганизмов, в своем развитии биологически взаимосвязанных, влияющих друг на друга и на внешнюю среду». Поэтому при обращении внимания соответствующих органов на необходимость придания земельному участку статуса городского леса необходимо сначала убедиться, соответствует ли указанный участок определению, данному в ГОСТ.

Исходя из норм федерального законодательства, указанных ниже, для придания земельному участку статуса городского леса необходимо обращаться в органы местного самоуправления.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения отнесены: организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Положениями ст. 84 Лесного кодекса РФ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относится владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. В соответствии с ч. 3 ст. 87 Лесного кодекса, лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.

Таким образом, необходимо направить администрации города, в котором находится земельный участок, предложение провести в отношении земельного участка, обладающего признаками леса, лесоустройство, разработать, принять и утвердить лесохозяйственный регламент, обеспечить ведение лесного реестра, обеспечить осуществление муниципального лесного контроля и осуществить иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации по созданию и охране городских лесов.

В случае получения отрицательного ответа необходимо обратиться в местную (межрайонную) природоохранную прокуратуру с просьбой о проверке соблюдения федерального законодательства, направленного на рациональное использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов.

И в случае, если в ходе прокурорской проверки будет установлено, что администрацией города не выполняется предусмотренная законом обязанность в отношении городских лесов, отсутствуют материалы лесоустройства, не оформлено право собственности, не установлены границы земельных участков, занятых городскими лесами, то природоохранный прокурор вправе обратиться в суд для возложения обязанности на администрацию города произвести необходимые действия по приданию статуса городского леса соответствующему земельному участку.

автор Ключкина Юлия

Наверх