1536-1024-1.jpg

На круглом столе эксперты Координационного совета при Общественной палате РФ по экологическому благополучию представили аналитическое исследование, посвященное барьерам для построения и развития государственной системы непрерывного экологического образования в России. Полный текст исследования можно посмотреть по ссылке

Председатель Комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты РФ Елена Шаройкина:

«Экологическое образование — это про здоровье граждан, сохранность природы, мониторинг состояния наших водных ресурсов, это про молодежь, которая пойдет в науку. Не будет качественной мусорной реформы, если не будет экологического образования и просвещения. Нужно объяснить это людям. Нужно постоянно рассказывать об этом, обучать их».

Ирина Архипова, профессор НИУ ВШЭ, директор по корпоративным отношениям и устойчивому развитию KraftHeinz Россия:

«Нужно начинать с того, чтобы договориться о понятийном аппарате в области устойчивого развития, чтобы государство, образование и бизнес говорили на одном языке. Нужно разработать профессиональный стандарт для специалистов в области устойчивого развития, чтобы понимать, каким компетенции давать нашим студентам и взрослым. Многие вузы уже внедряют в той или иной форме экологическое образование, но пока что есть нехватка педагогических кадров. Нужно объединить академиков и практиков, чтобы первые не отставали от рынка, а вторые учились преподавать». 

Юлия Ханьжина, заместитель директора направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов:

«Мы видим запрос на качественное экологическое образование со стороны молодежи. У будущих специалистов меняется представление о том, как они видят себя в новом контуре мира и экономики. И, как следствие, формируется перечень новых “зеленых” профессий, для которых система образования должна подготовить кадры с учетом потребностей бизнеса в специалистах экологического профиля на ближайшую и будущую перспективу».

Анатолий Захлебный, главный научный сотрудник Института стратегии развития образования РАО:

«Наша задача — преобразовать безграничное потребление в узаконенный биосферно-совместимый образ жизни с бережным потреблением ресурсов. Для этого у нас сегодня есть рекомендации, но нет механизмов. Необходимы четкие предписания, которые исполнялись бы как на уровне государственных структур, так и на уровне населения».

Лариса Шмелькова, член Научного совета по проблемам экологического образования РАО и Координационного совета при ОП РФ по экологическому благополучию:

«Проблема в том, что сегодня нет четкого определения экологической культуры. Статья №71 ФЗ “Об охране окружающей среды” говорит о том, что процесс ее формирования должен быть комплексным и системным, однако статья №72 об основах экологической культуры, которые должны закладываться со школьного возраста, в 2012 году была исключена из текста закона. В результате у нас законодательно не закреплены четкие требования по формированию экологической культуры, нет единой методологии, инструментария для достижения цели, ведомства работают несогласованно, и многие мероприятия по охране окружающей среды и развитию экопросвещения в субъектах РФ оказываются неэффективными».

Горохова Елена, директор движения ЭКА, руководитель рабочей группы по экообразованию Координационного совета при ОП РФ по экологическому благополучию:

«Проведена большая исследовательская работа и теперь перед нами стоит вызов, как действовать дальше. Мы видим три уровня работы. Первый - на федеральном уровне внести изменения в законодательство, доработать нормативную базу, а также создать методологию, чтобы любой стейкхолдер, который хочет заняться экологическим образованием, понимал, чего нужно достичь и как измерять эффективность работы. Второй уровень — работа с региональными проектами, но обязательно с учетом федеральных норм. Наконец, работа с третьим сектором, НКО и научными организациями. Конечно, нужно идти всеми тремя путями».

Елена Дзятковская, ведущий научный сотрудник Института стратегии развития образования:

«Представление о том, что формирование экологической культуры сродни обучению водить автомобиль — это большое упрощение. Ведь культура — это и ценности, и мировоззрение, и принципы поведения. Кроме того того, речь идет о создании новой культуры на других ценностно-мировоззренческих основаниях, а здесь важна преемственность поколений. Нужно найти в современной культуре то, на что мы сможем опереться, решая новые задачи по перевоспитанию, разрушению стереотипов и в повседневной жизни, и в педагогике».

Эксперты предложили некоторые меры для решения проблемы:

  • законодательно закрепить требования по организации и обеспечению экологического образования и просвещения, формированию экологической культуры в Федеральном законе № 7 “Об охране окружающей среды”;

  • разработать отдельные документы стратегического планирования, содержащие как приоритеты, цели и задачи экологического образования и просвещения, так и комплекс конкретных мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам, исполнителями и ресурсам;

  • включить показатели по развитию экологической культуры, развитию экологического образования и просвещения в оценку эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов РФ и деятельности органов исполнительной власти субъектов;

  • разработать региональные документы стратегического планирования, содержащие комплекс конкретных мероприятий по организации и обеспечению экологического образования и граждан, формированию экологической культуры, либо включить указанные вопросы в действующие государственные программы регионального уровня.

По итогам круглого стола рекомендации экспертов Общественной Палаты РФ будут направлены в профильные органы власти.

Наверх