Местными органами власти устанавливаются нормы озеленения территорий, которые рассчитываются, исходя из общих экологических факторов. Нормированная площадь зеленых насаждений, например, в Челябинске – 50 кв. м на одного человека, что почти в два раза больше, чем в Москве, однако, следует помнить, что неправильно организованные посадки могут приводить к застою воздуха, создавая зоны с повышенными предельно допустимыми концентрациями загрязнителей, и численный показатель не является единственно значимым.

Тем не менее, при любом повреждении или уничтожении зеленых насаждений должно осуществляться т.н. «компенсационное озеленение», причем за счет средств граждан или юридических лиц, в интересах или вследствие противоправных действий которых это произошло. Следует помнить, что вырубка деревьев и кустарников может осуществляться не только с нарушением закона, но и при реализации предусмотренного градостроительной документацией проекта. Однако, в этом случае застройщик также обязан провести компенсационное озеленение.

Точный порядок и форма такого озеленения устанавливаются местными органами власти. Например, в Москве это Постановление Правительства Москвы от 29 июля 2003 года N 616-ПП «О совершенствовании порядка компенсационного озеленения в городе Москве»2 и Закон города Москвы от 5 мая 1999 года N 17 «О защите зеленых насаждений»3.

Однако, в целом, различные нормативно-правовые акты на данную тему весьма схожи. Чаще всего ими устанавливается, что компенсационное озеленение производится в ближайший сезон, подходящий для высадки деревьев, но не позднее года с момента, когда специально уполномоченный орган по защите зеленых насаждений был проинформирован о повреждении или уничтожении зеленых насаждений. Преимущественно деревья должны высаживаться на месте их вырубки, однако, в случае невозможности этого, компенсационное озеленение проводится на другом участке, но количество и площадь высаживаемых растений могут быть увеличены, чаще всего удвоены. Видовой состав и возраст высаживаемых деревьев и кустарников устанавливаются тем же специально уполномоченным органом.

Кроме натурального компенсационного озеленения возможно взимание денежной компенсации, и эта форма зачастую применяется в случае правомерной вырубки деревьев, например, при разрешенном строительстве. Сумма, которую должен уплатить застройщик, высчитывается по установленной методике, и направляется на озеленительные работы и благоустройство города. Иногда с целью учета коэффициента неприживаемости деревьев применяется смешанная форма, т.е. некоторая денежная компенсация вкупе с натуральным озеленением.

При осуществлении строительства и соответствующей вырубке зеленых осаждений граждане имеют право выяснить, законно ли осуществляется вырубка, и каким образом, в каком объеме, в какие сроки будет осуществлено компенсационное озеленение. В некоторых населенных пунктах, например, в Санкт-Петербурге, установлены требования к информационным щитам, размещаемым при проведении работ по правомерному уничтожению зеленых насаждений. Такой щит должен содержать сведения о порубочном билете, площади обустраиваемой территории, количестве вырубаемых и высаживаемых деревьев и кустарников, а также дате начала и окончания работ, контакты ответственного лица за их проведение.

Если такой щит отсутствует, следует обратиться в органы полиции для проверки законности действий по вырубке, а также направить обращение в местные органы власти с просьбой разъяснить все вышеуказанные вопросы. В случае, если вырубка ведется незаконно, или компенсационное озеленение не осуществляется, есть основание обратиться в прокуратуру.

Информацию о том, как обращаться с запросом в органы власти и о других аспектах защиты экологических прав, вы найдете в пособии "Как защитить свои экоправа: практическое пособие для начинающих активистов".

Автор - Тимур Рахматуллин

1 «Кислотные дожди и окружающая среда», Г.Заиков, С.Маслов, В.Рубайло

2 http://mosopen.ru/document/616_pp_2003-07-29

3 http://mosopen.ru/document/17_zk_1999-05-05

Наверх