Это, конечно, в идеале, на практике можно получить и простую отписку. И именно для того, чтобы таких отписок становилось всё меньше, ниже мы рассмотрим основные правила составления грамотного обращения.

I. Общие правила

Порядок составления и рассмотрения обращений регулируется отдельным Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее – закон «Об обращениях»). Это совсем небольшой документ, который желательно иметь под рукой каждому, кто занимает активную гражданскую позицию и готов отстаивать свои права.

Обращения бывают трёх видов (ст. 4 закона «Об обращениях»):
- предложение - рекомендация по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
- заявление - просьба о содействии в реализации прав и свобод либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов;
- жалоба - просьба о восстановлении или защите нарушенных прав и свобод.

Грамотно составленное обращение в своём заголовке уже должно содержать указание на одну из перечисленных выше форм (предложение, заявление или жалоба) с целью указания на то, о чём именно пойдёт речь в обращении, и какие меры требуется принять по результатам его рассмотрения.

Также неотъемлемыми атрибутами любого обращения являются следующие (ст. 7 закона «Об обращениях»):
- наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляется обращение либо фамилия, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица;
- фамилия, имя, отчество заявителя;
- почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ,
- суть обращения;
- личная подпись заявителя;
- дата.

Помимо указанных выше обязательных атрибутов мы рекомендуем указывать также свой личный электронный адрес (e-mail) с просьбой отправить на него электронную версию ответа, а также номер контактного телефона (желательно мобильного). Эти контакты помогут специалисту оперативно связаться с вами в случае возникновения дополнительных вопросов и помогут сэкономить ценное время при ожидании ответа.

Наибольшие трудности всегда вызывает вопрос о том, в какой же именно орган необходимо обратиться при обнаружении того или иного нарушения. Обычно, не вникая в суть, граждане пишут свои обращения сразу на имя губернатора области, а то и вообще – Президента Российской Федерации. И в целом можно сказать, что на такое обращение, пусть и попавшее в государственный орган, который не уполномочен его рассматривать, рано или поздно тоже придёт ответ. Ведь согласно ст. 8 закона «Об обращениях» «письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения». Проблема только в том, что пока идёт пересылка, мы можем потерять драгоценное время, за которое окончательно вырубят наш старый парк и выстроят на его месте блестящую автозаправку. Поэтому, прежде чем выводить на конверте «Путину В.В.», постарайтесь самостоятельно определить, в компетенцию какого органа может входить решение вашего вопроса (в этом вам помогут наши рекомендации в Главе «Система органов государственной власти» данного методического пособия).

Что касается самого текста обращения, то здесь мы хотели бы обратить ваше внимание на несколько ключевых ошибок, которые допускают многие граждане, обращающихся в органы власти впервые.

Во-первых, постарайтесь избегать в тексте красивых фраз и оборотов с описанием того, какой прекрасный уголок природы вы пытаетесь защитить, как вы ещё ребёнком собирали там гербарий и каким удивительным воздухом пропитано всё после майской грозы. Иначе говоря, опустите всю лирику и сосредоточьтесь исключительно на том, что должно защищаться нормами закона. Обращение на одном листе с сухим изложением фактов ничем не хуже (а обычно даже лучше) большого сочинения на тему «Как я люблю природу».

Во-вторых, не стоит обвинять в коррупции и сговоре местную власть, если у вас на руках не имеется прямых тому доказательств. Помимо того, что такие голословные обвинения никак не будут способствовать разрешению самого вопроса, следует помнить и о статье 129 Уголовного кодекса - «Клевета» (распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию). Если вы действительно располагаете сведениями и доказательствами совершённого преступления, обращайтесь напрямую в правоохранительные органы с просьбой о возбуждении уголовного дела.

В-третьих, не надо ссылаться в обращении на нормы Европейской конвенции прав человека или иных документов международного права, а также на Конституцию РФ. Такие ссылки лишь увеличат объём вашего обращения. Если вам не известны конкретные правовые нормы законодательства, нарушаемые в данном конкретном случае, то не стоит маскировать это под просьбу защитить ваше «право на благоприятную окружающую среду». В таком случае вполне допустимо честно признаться, что специальными юридическими знаниями вы не обладаете, попросив орган власти разобраться в ситуации и принять соответствующие меры в рамках его компетенции.

Ну, и наконец, желательно указывать в обращении как можно больше фактического материала: проследить хронологию событий с чётким указанием дат, дать точное местоположение или географические координаты предполагаемого нарушения, рассказать о своих предыдущих действиях и обращениях, приложить копии всех имеющихся у вас документов, относящихся к делу. При наличии – приложить фото или видеодоказательства (стоит озаботиться тем, чтобы они были в наличии). При соблюдении данных правил ваши шансы на скорый ответ и принятие мер к нарушителям существенно возрастут.

II. Сроки рассмотрения обращения

Итак, мы описали суть проблемы, поставили подпись, дату, определили, в какой орган обращение отправить, не забыли приложить максимальное количество имеющихся у нас документов, в том числе, фотографий незаконных свалок, вырубок и иных видимых результатов нарушений законодательства, что теперь? Сидеть и ждать, сложа руки, изредка проверяя почтовый ящик? Ни в коем случае. Срок рассмотрения любого обращения составляет 30 дней с момента его регистрации (ст. 12 закона «Об обращениях»), при этом своими активными действиями вы можете постараться этот срок ускорить. Через несколько дней после отправки позвоните в орган, куда вы отослали обращение, выясните, какой входящий номер ему был присвоен и в какой отдел оно направлено на рассмотрение. После этого уже по телефону указанного вам отдела вы сможете узнать исполнителя, который ответственен за направление вам ответа. Выясните внутренний номер этого исполнителя и находитесь с ним в контакте, возможно, ему потребуются от вас какие-то дополнительные материалы или комментарии, которые вы сможете незамедлительно предоставить. В противном случае через 30 дней вы рискуете получить стандартную отписку в стиле «нарушений не выявлено».

«В исключительных случаях» (что именно это за случаи, закон не расшифровывает, что даёт возможности для самого широкого толкования данного термина) срок рассмотрения обращения может быть продлён ещё на 30 дней, о чём обязательно уведомляется гражданин, направивший обращение.

Таким образом, в течение 30 дней после регистрации обращения у вас на руках должен оказаться первый официальный документ из госоргана. С учётом вышеизложенного это может быть:
- информация о том, что выявлено нарушение и принимаются меры к его пресечению и наказанию нарушителей;
- уведомление о том, что письмо направлено на рассмотрение в иной орган, к чьей компетенции относится его рассмотрение;
- уведомление о том, что срок рассмотрения продлён ещё на 30 дней;
- ответ, что нарушений действующего законодательства не выявлено.

Если по истечении 30 суток на указанный вами почтовый адрес не поступило никакого ответа, можете смело дублировать своё обращение в вышестоящий орган с обязательным указанием на то, что срок рассмотрения предыдущего обращения был нарушен, а также входящего номера и даты своего обращения. Также можете обратиться в прокуратуру, указав на несоблюдение конкретным государственным органом или должностным лицом требований закона «Об обращениях».

III. Альтернативные способы подачи обращений

Помимо стандартного письма в настоящее время вы можете использовать средства Интернета и отправить обращение в электронном виде на официальный е-мэил государственного органа или написать текст обращения в «электронной приёмной» на его официальном сайте. Сроки рассмотрения и все иные требования к рассмотрению электронного обращения будут точно такими же, как если бы вы отправили обычное письмо «по старинке».

Ну и наконец, своё обращение вы можете озвучить устно в ходе личного приёма в органе государственной власти. Такие приёмы происходят с некой периодичностью (дни и часы вы можете посмотреть на официальном сайте данного органа в Интернете). Ответ на обращение в ходе личного приёма может быть дан непосредственно в устной форме (но только с согласия заявителя) или же форма будет письменной с соблюдением всех требований закона, указанных выше.

IV. Судебная защита

Согласно правилу статьи 11 закона «Об обращениях» заявление, в котором «обжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрации возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения». Что означает данная норма? Она говорит о том, что судебная защита – это ваша последняя надежда, когда исчерпаны все другие возможные способы. Судебная власть является отдельной ветвью органов государственной власти, которая имеет полномочия отменять решения любых иных органов, её решения окончательны и могут быть пересмотрены только вышестоящим судом и никаким иным органов власти в государстве.

Однако такие полномочия требуют и соответствующего подхода к разбирательству дел, доходящих до суда. Все процедуры судебных разбирательств жёстко регламентированы Гражданским процессуальным (ГПК) и Арбитражным процессуальным (АПК) кодексами. Общую систему судов в РФ мы разобрали в главе «Система органов государственной власти», сейчас же обратимся к порядку подачи соответствующего искового заявления.

В целом по форме и содержанию исковое заявление будет мало отличаться от грамотно составленного обращения в любой иной орган государственной власти (требования к гражданскому иску установлены главой 12 ГПК РФ). Основное отличие в том, что в исковом заявлении вы уже не сможете сослаться на свою юридическую безграмотность и абстрактно попросить «принять меры в соответствии с нормами действующего законодательства». В иске должны быть совершенно чётко указаны все правовые акты, нормы которых нарушаются в данном случае, а также конкретно сформулирована просьба к суду: отменить решение губернатора, обязать ответственную организацию прекратить вырубки и восстановить повреждённые зелёные насаждения и т.д.

Кроме того, есть ряд обязательных требований, предъявляемых исключительно к судебным искам в отличие от обычных обращений в иные органы государственной власти. Так, к исковому заявлению должны быть приложены (ст. 132 ГПК РФ):

- копии иска в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц;

- документ, подтверждающий уплату государственной пошлины (например, банковская квитанция), размер пошлины устанавливается Налоговым кодексом (ст.333.19), в настоящее время (июнь 2015 года) для граждан, подающих исковое заявление неимущественного характера, она составляет 300 рублей;

- текст опубликованного нормативного правового акта в случае его оспаривания;

а также различные иные документы в зависимости от требований, заявляемых вами в исковом заявлении.

Как видим, уже сам процесс составления иска у неподготовленного человека может вызвать ряд затруднений. Кроме того, процедура его рассмотрения также детально прописана в кодексе и вы вряд ли сумеете быстро в ней разобраться, да и ваши ответчики явно подойдут к судебному разбирательству во всеоружии, ведь для них проиграть дело в суде станет окончательным и бесповоротным поражением. Вот почему мы настоятельно рекомендуем обращаться в суд только тогда, когда все иные способы воздействия на нарушителей исчерпаны, а у вас на руках имеется хотя бы два-три чётких письменных ответа из иных органов государственной власти, подтверждающих вашу позицию (представители этих органов могут быть вызваны в качестве экспертов в ходе самого судебного разбирательства). В противном случае вероятность того, что суд вынесет решение не в вашу пользу, стремится к ста процентам, и в вашей борьбе будет поставлена окончательная жирная точка только лишь по причине низкой юридической грамотности и недостаточной предварительной проработки вопроса.

V. Итоги

С учётом вышеизложенного хочется ещё раз подчеркнуть, что обращение в уполномоченный орган государственной власти – это возможно самый сильный и действенный инструмент, которым обладает абсолютно любой гражданин Российской Федерации. Современная система госорганов обладает широчайшими полномочиями, в том числе, в сфере защиты окружающей среды, и наша задача – научиться нажимать на правильные рычаги, чтобы заставить эту машину двигаться в нужном направлении, и тогда всё начнёт получаться.

Отрывок из методического пособия по защите экологических прав граждан

Кирилл Зенчев, юрист Зеленого движения ЭКА

Наверх